Регионология Regionology https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology <p><strong>«РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY»</strong>&nbsp;˗ рецензируемое научное периодическое печатное издание, основное содержание которого составляют оригинальные на­учные статьи, посвященные актуальным проблемам региональной политики, экономики и социологии, анализу комплексного разви­тия регионов Российской Федерации и зарубежных стран.<br><br></p> ru-RU regionology@mail.ru (Гордина Светлана Викторовна) Fri, 12 Jul 2024 12:05:00 +0000 OJS 3.1.1.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Конфликтогенные риски этнокультурных оснований идентичности студенческой молодежи: случай фронтирного северокавказского региона https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2536 <p><strong>Введение.</strong> В полиэтничных регионах, к которым относится Северный Кавказ и Юг России в целом, снижение рисков конфликта идентичности является приоритетной задачей государственного управления. Объектом такой политики в первую очередь выступает молодежь региона, из рядов которой рекрутируются активисты протестных акций. Эта ситуация обусловливает необходимость мониторинга социального самочувствия молодежи в контексте сочетания общероссийской и этноконфессиональной идентичностей. Цель исследования ‒ выявление конфликтогенных рисков, возникающих в процессе социокультурного взаимодействия в полиэтничных молодежных сообществах фронтирных регионов.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Эмпирической базой исследования состояния социальной идентичности молодежи Северного Кавказа стали результаты опросов, проведенных авторами в марте – апреле 2022 и 2023 гг. среди студентов региональных вузов. Предполагалось, что обострение геополитической ситуации и специальная военная операция выступили триггером трансформации социальной идентичности молодых людей, которая имеет разную траекторию у групп молодежи, представляющей народы Северного Кавказа и русских, проживающих в регионе. Эмоциональная оценка близости с сообществами разного таксономического ряда позволила установить значимость общероссийской идентичности в сравнении с этнической, региональной и конфессиональной.</p> <p><strong>Результаты исследования.</strong> Сравнительный анализ собранного материала свидетельствует о том, что наиболее значимыми консолидирующими ценностями и символами, объединяющими молодежь региона, стали общие государство и государственная символика. По выбору этих ценностей, а также ценностей российской культуры и общего исторического прошлого молодежь, относящая себя к народам Северного Кавказа, приблизилась к ценностному профилю русской молодежи региона. Выявлено, что в сознании русской молодежи отмечается рост социокультурных ценностей, значимость которых в их представлениях приблизилась к общероссийским гражданско-политическим ценностям. Сохраняется тенденция, направленная на социокультурную интеграцию и стирание этнокультурных различий у молодежи рассматриваемых групп.</p> <p><strong>Обсуждение и заключение.</strong> Общероссийская и этническая идентичности у молодых людей, проживающих в регионе, выступают взаимодополняющими, а не конкурирующими. Вызовы, с которыми сталкивается страна, рассматриваются ими как личностные и социально значимые. Эта тенденция становится значимым фактором, снижающим конфликтогенные риски этнокультурных оснований идентичности в молодежных сообществах Северного Кавказа. Полученные результаты внесут вклад в понимание социокультурных угроз и рисков конфликтности в полиэтничных молодежных сообществах фронтирных регионов, будут полезны научному сообществу и органам государственного управления.</p> Галина Сергеевна Денисова, Евгений Александрович Авдеев, Сергей Михайлович Воробьев ##submission.copyrightStatement## http://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2536 Thu, 20 Jun 2024 11:09:06 +0000 Оценка населением эффективности цифровой коммуникации глав регионов в интернет-диалоге «власть ‒ общество» https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2514 <p class="body-text" style="margin: 0cm; margin-bottom: .0001pt; text-align: justify;"><span class="charoverride-30"><strong><span style="color: black;">Введение.</span></strong></span><span class="charoverride-31"><span style="color: black;"> Проблема эффективности цифровой коммуникации губернаторского корпуса с обществом привлекает внимание многих ученых, однако работ с эмпирической верификацией предложенных различными авторами исследований моделей крайне мало, обоснование и научное осмысление объективной оценки эффективности цифрового диалога отсутствуют. Цель исследования – на основе эмпирических данных проанализировать и сравнить эффективность цифровой коммуникации глав регионов Центрального федерального округа и выявить ее сильные и слабые стороны.</span></span></p> <p class="body-text" style="margin: 0cm; margin-bottom: .0001pt; text-align: justify;"><span class="charoverride-30"><strong><span style="color: black;">Материалы и методы. </span></strong></span><span class="charoverride-31"><span style="color: black;">Для оценки населением эффективности цифровой коммуникации глав регионов было проведено исследование, включающее 2 этапа. На первом этапе методом онлайн-опроса была произведена оценка респонзивности власти на запросы населения; второй этап реализован посредством мониторинга социальных сетей глав регионов Центрального федерального округа. В задачи второго этапа входил поиск ответов на вопросы о популярности региональной политики у населения, о соответствии информационной повестки глав регионов потребностям, которые артикулируются в региональных социальных пабликах, а также об оперативности реагирования на те или иные проблемные ситуации, возникающие на местах.</span></span></p> <p class="1" style="margin: 0cm; margin-bottom: .0001pt; text-align: justify;"><span class="charoverride-28"><strong><span style="color: black;">Результаты исследования. </span></strong></span><span class="charoverride-29"><span style="color: black;">В ходе исследования выявлено, что в адрес руководителей регионов обращалась через социальные сети с жалобами и предложениями пятая часть респондентов. Определено, что примерно половина опрошенных затруднились оценить свою удовлетворенность направленным запросом; почти треть респондентов выразила удовлетворенность реакцией служб губернаторского корпуса. Опрошенные оценили работу губернаторов с преобладанием позитивных оценок по шкалам открытости и эффективности, а также оперативности. В то же время работа губернаторского корпуса в большей степени осуществляется по своей повестке (а не исходя из проблем простых людей), выполняется часто для галочки и с элементами имитации деятельности.</span></span></p> <p class="body-text" style="margin: 0cm; margin-bottom: .0001pt; text-align: justify;"><span class="charoverride-30"><strong><span style="color: black;">Обсуждение и заключение. </span></strong></span><span class="charoverride-31"><span style="color: black;">Полученные результаты позволяют отнести к числу наиболее важных компетенций губернатора включенность в современную онлайн-коммуникацию, его умение наладить постоянную и эффективную обратную связь с населением. Проведенный анализ демонстрирует, что названные качества пока выпадают из личностных приоритетов некоторых региональных руководителей. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов сравнительной оценки конструктивности интернет-коммуникации губернаторов регионов Центрального федерального округа с населением, слабые стороны и потенциал такого диалога.</span></span></p> Александр Александрович Максименко, Александр Владимирович Зайцев, Ольга Сергеевна Дейнека, Алексей Вячеславович Зябликов, Фарида Тагировна Ахунзянова ##submission.copyrightStatement## http://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2514 Fri, 21 Jun 2024 11:34:46 +0000 Анализ региональной патентной политики в России https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2506 <p><strong>Введение.</strong> Актуальность исследования в области патентной активности в российских регионах обусловливается значимостью инновационной составляющей экономического роста, а также установленными целевыми показателями в Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 г. Цель исследования – определить возможные виды и направления патентной политики для различных групп регионов России с учетом факторов патентной активности.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Эмпирической базой для анализа послужили данные Всемирной организации интеллектуальной собственности и Федеральной службы государственной статистики за 2012‒2021 гг. Использована линейная регрессия для выявления ключевых факторов, влияющих на региональную патентную активность. Метод иерархической кластеризации позволил выделить группы регионов по их патентной активности.</p> <p><strong>Результаты исследования.</strong> Линейная регрессия показала статистически значимую зависимость региональной патентной активности от уровня И-активности организаций, количества активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 чел. населения и среднего значения внутренних затрат на исследования и разработки на 1 организацию в регионе. Методом иерархической кластеризации выделено 5 кластеров регионов: «Лидер», «Инновационные центры», «Регионы высокой технологичности», «Старые научно-исследовательские регионы» и «Регионы-аутсайдеры». Сформулированы определения региональной патентной политики и национальной патентной политики, представлены типологии государственной патентной политики.</p> <p><strong>Обсуждение и заключение.</strong> На основе эмпирического и теоретического анализа группам регионов были даны рекомендации по дальнейшим направлениям развития активной патентной политики. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и реализации стратегий научно-технического развития регионов, а также будут полезны специалистам и государственным служащим, занимающимся регулированием патентной деятельности в регионах.</p> Вадим Юрьевич Пашкус, Виталий Терехов, Максим Юрьевич Щеглов, Андрей Вячеславович Кошкин ##submission.copyrightStatement## http://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2506 Tue, 09 Jul 2024 08:18:27 +0000 Условия труда и профессиональные риски женщин-мигрантов (на примере текстильной фабрики CTM) https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2598 <p><strong>Введение.</strong> Гендерное неравенство на рабочем месте ‒ явление не новое, тем не менее гендерные различия в условиях труда и вовлеченности женщин в производственную деятельность мало изучены. Женщины часто подвергаются дискриминации на работе, их условия труда и заработная плата не соответствуют нормам. Самостоятельно они не всегда способны улучшить свою трудовую и социальную жизнь и добиться повышения уровня защиты на производстве. Цель исследования ‒ изучить условия труда и риски, с которыми сталкиваются женщины-мигранты, работающие на одной из старейших и крупнейших текстильных фабрик СТМ в Джамму и Кашмире (Индия).</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Целенаправленная выборка включала 240 женщин-мигрантов с текстильной фабрики СТМ. Они были опрошены в четырех рабочих колониях и внешних жилых районах с помощью серии интервью. В исследовании используются смешанные методы – количественные и качественные. Наблюдение, серия интервью применялись для количественной оценки данных и предоставления детальной качественной информации.</p> <p><strong>Результаты исследования. </strong>Анализ ответов женщин свидетельствует, что условия труда на фабрике СТМ не соответствуют международным нормам: отмечались случаи травматизма, отсутствие денежной компенсации за них, не все работницы обеспечены необходимыми средствами защиты для работы с опасными химическими веществами и токсинами, поэтому сообщают о плохом самочувствии, недомоганиях, язвах, усталости и судорогах. Выявлено, что женщины-мигранты подвергаются дискриминации по половому признаку, преследованиям, физическому насилию. Определены также и другие факторы, угрожающие психическому, эмоциональному и физическому здоровью на рабочем месте.</p> <p><strong>Обсуждение и заключение. </strong>Авторы пришли к выводу, что женщины-мигранты продолжают работать в неподобающих условиях, подвергая свое здоровье опасности и становясь жертвами эксплуатации. Полученные результаты подчеркивают необходимость проведения инклюзивной политики и вмешательства, а также переоценки существующей трудовой практики для решения проблем, которые способствуют уязвимости трудящихся-мигрантов. Материалы статьи будут полезны региональным властям, защитникам прав трудящихся и женщин, которые заинтересованы в решении конкретных проблем этой уязвимой группы населения. Данное эмпирическое исследование может принести пользу ученым, интересующимся темами гендера, миграции, условиями труда.</p> Бхарти Джасротия, Рачана Шарма ##submission.copyrightStatement## http://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2598 Tue, 09 Jul 2024 08:37:59 +0000 Доступность образования в странах Центральной Африки (Камерун, Центральноафриканская Республика, Конго, Габон и Чад) https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2292 <p><strong>Введение.</strong> Проблема доступности образования (начального, среднего, высшего) и неравенства доходов все еще остро стоит во многих африканских странах. Цель исследования ‒ проанализировать международные статистические данные, которые показывают сложную ситуацию с доступностью образования в странах Центральной Африки: Камеруне, Чаде, Центральноафриканской Республике, Конго, Габоне. Полученные данные необходимы для разработки практических решений эффективной помощи населению стран при получении доступного образования разными социальными слоями населения.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Проведен анализ официальных документов и научных источников. Поиск актуальных данных был осуществлен с использованием различных баз данных: UNdata, Academic Search Complete, Web of Science Core Collection, Education Source, E-Journals, ERIC, Google, Google Scholar, Springer за последние 5 лет. В анализе был сделан акцент на поиск официальной информации с данными от международных организаций <em>‒</em> ЮНЕСКО и Всемирного банка.</p> <p><strong>Результаты исследования.</strong> Выявлено, что в проанализированных странах Центральной Африки разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными очень значительна. В Камеруне и Габоне разрыв в доходах не такой большой, как в Чаде, Конго и Центральноафриканской Республике, поэтому начальный уровень охвата образованием в этих двух странах остается более высоким по сравнению с другими. Установлено, что в исследуемом регионе наблюдалось резкое сокращение числа студентов в высших учебных заведениях в период с 2010 по 2014 г. Выявлена одна из причин небольшого охвата высшим образованием в исследуемом регионе – недостаточность материального обеспечения большего числа населения и, как следствие, минимальная доступность высшего образования для молодого поколения. Доказано, что на данном экономическом этапе развития Камерун и Габон являются лидерами в сфере образования в странах Центральной Африки.</p> <p><strong>Обсуждение и заключение.</strong> Доступное образование необходимо для сокращения бедности и улучшения экономического роста, но высокая стоимость обучения в сочетании с ограниченным доступом означает, что многие дети остаются необразованными. Материалы исследования будут полезны как специалистам в области образования разных стран, так и ученым из других областей наук.</p> Светлана Валентиновна Мурафа, Массенгар Ронгар Нгетобай ##submission.copyrightStatement## http://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2292 Tue, 09 Jul 2024 09:14:11 +0000 Практика применения некоторых форм электронного взаимодействия власти и населения в Свердловской области https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2657 <p><strong>Введение.</strong> Вопрос о взаимодействии власти и населения давно и активно обсуждается в научной литературе, так как степень вовлечения населения в управление регионами и муниципалитетами показывает уровень демократичности общества. Научной проблемой является разработка механизмов вовлечения населения к участию в управлении территорией и усиление мотивации чиновников региональной и муниципальной власти к взаимодействию с населением. Один из способов решения данной проблемы – совершенствование механизмов и форм взаимодействия. Цель исследования – изучить степень распространения новых форм электронного взаимодействия власти и населения и дать им оценку.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Были отобраны и обобщены аналитические материалы исследований по заявленной тематике, ключевые правовые акты, регламентирующие процесс взаимодействия власти и населения. Использовался метод анализа статистических данных, представленных на официальных сайтах органов власти. Проанализированы показатели за 10 лет (с 2013 по 2023 г.) о количестве обращений граждан и их формах. Также использовались отчеты избирательной комиссии Свердловской области о проведении дистанционного голосования.</p> <p><strong>Результаты исследования.</strong> Выявлена тенденция преобладания электронных форм взаимодействия над письменными обращениями и личными встречами граждан с представителями власти. Электронные формы заменяют классические формы (голосование на выборах на избирательных участках) и становятся неотъемлемым элементом новых процессов, таких как инициативное бюджетирование. Определено, что электронные формы облегчают процесс взаимодействия с точки зрения экономии средств и времени, но в то же время порождают и новые вызовы (нарастание формализма, подверженность техническим сбоям, недоверие к технологиям и пр.).</p> <p><strong>Обсуждение и заключение.</strong> Новые формы электронного взаимодействия представляют собой большой шаг вперед, движение от практики простого информирования населения к непосредственному вовлечению граждан в систему управления и распределения бюджетных средств. Предполагается, что они повысят активность населения. Однако, наряду с явными достоинствами, они порождают и новые проблемы, требующие дальнейшего изучения и внедрения в практику взаимодействия власти и населения.</p> Елена Николаевна Заборова ##submission.copyrightStatement## http://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2657 Thu, 11 Jul 2024 06:11:20 +0000 Системная оценка Транскаспийского маршрута международного транспортного коридора «Север ‒ Юг» методом динамического норматива https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2702 <p><strong>Введение.</strong> Оценка объема и структуры торговли представляет собой сложную задачу, особенно когда цель такой оценки состоит в том, чтобы найти «узкие места» и устранить их. Методические подходы к решению таких задач существенно различаются, включают достаточно сложные методы, такие как объектно-ориентированное программирование, сетевые модели и т. д., что позволяет отразить дискретный характер товаропотока. Тем не менее с учетом особой роли международной инфраструктуры в современной мировой экономике решение этой задачи представляется актуальным и имеет прикладную значимость. Цель исследования ‒ разработать методологию дискретной, высокочастотной оценки объема транзита товаров по Транскаспийскому маршруту международного транспортного коридора «Север ‒ Юг».</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Методология работы состоит из двух частей – обработки данных и их систематизации и моделирования функционирования международного транспортного коридора с использованием метода динамического норматива для товарных потоков. Первая часть необходима из-за ограниченности данных о товарах, перевозимых по международному транспортному коридору. Во второй части коридор поделен на участки и проанализировано изменение товарооборота по каждому из них методом динамического норматива.</p> <p><strong>Результаты исследования.</strong> Оценены барьеры развития Транскаспийского коридора и заинтересованность участников в его функционировании. Разработан инструментарий оценки функционирования коридора, учитывающий узкое место при транспортировке грузов через Иран. Проведена обработка статистических данных, выявлены проблемные периоды и участки коридора. Сформулированы рекомендации по развитию Транскаспийского и международного транспортного коридоров в современных условиях.</p> <p><strong>Обсуждение и заключение.</strong> Основные результаты и выводы исследования включают авторскую систему мониторинга и балансирования товаропотока по коридору, выявление дисбалансов функционирования Транскаспийского и международного транспортного коридоров как системы и возможных решений по их выравниванию. Исследование имеет практическую значимость для логистических предприятий, компаний финансового сектора российских экспортеров и органов власти экономического блока.</p> Виктория Вадимовна Перская, Федор Игоревич Аржаев, Яньмин Ван ##submission.copyrightStatement## http://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2702 Thu, 11 Jul 2024 06:21:21 +0000 Методика оценки и ранжирования социально-экономического развития моногородов на основе многофакторного анализа фрактальных показателей https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2435 <p><strong>Введение.</strong> Оценка урбанизированных территорий с точки зрения их устойчивого развития и рационального использования ресурсно-экологического потенциала остается наиболее востребованной в современных условиях, так как в определенных случаях открывает возможности предупредительного управления антропогенно нарушенными территориями. Цель исследования ‒ с помощью многофакторного анализа социально-экономических показателей моногородов и с использованием системного и фрактального подходов провести ранжирование моногородов по ряду показателей.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Исследование выполнено на основе многофакторного анализа социально-экономических показателей моногородов, с использованием системного и фрактального подходов. Проанализированы существующие методики оценки социально-экономического устойчивого развития региона и разработки интегральных региональных индикаторов. Использована авторская методика, которую можно рассматривать как развитие существующих методик и разработку новых методов индикации и ранжирования социально-экономических процессов с точки зрения их устойчивости.</p> <p><strong>Результаты исследования.</strong> Разработана новая методика социально-экономической оценки и ранжирования моногородов на основе многофакторного анализа фрактальных показателей их жизнеобеспечения: социальных, экономических, ресурсно-экологических. С помощью предлагаемой методики проведено ранжирование моногородов Архангельской области по интегрированному фрактальному показателю классов социально-экономических процессов, индицирующих качество жизнеобеспечения рассматриваемых моногородов, потенциальные риски и устойчивость их развития.</p> <p><strong>Обсуждение и заключение.</strong> Разработанная методика верифицирует и дополняет существующие критерии перевода моногородов из одной категории в другую. За счет введения определенных показателей она позволяет оценить устойчивость социально-экономического развития моногородов и возможности диверсификации их экономик, а также является полезным практическим инструментом для федеральных, региональных и муниципальных институтов, специализирующихся в вопросах управления развитием территорий.</p> Сергей Михайлович Никоноров, Александр Иванович Кривичев, Андрей Николаевич Насонов, Илья Викторович Цветков ##submission.copyrightStatement## http://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2435 Thu, 11 Jul 2024 07:06:28 +0000 Северное Причерноморье ‒ Приазовье: демографо-экономический потенциал и перспективы хозяйственного развития новых регионов России https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2512 <p><strong>Введение.</strong> Межгосударственный транзит Северного Причерноморья ‒ Приазовья, происходивший в условиях вооруженного конфликта, был связан с масштабной геодемографической и социально-экономической трансформацией региональных социумов. Цель исследования – проанализировать наличный демографический и экономический потенциал Херсонской и Запорожской областей, определить наиболее вероятные векторы их хозяйственной динамики.</p> <p><strong>Материалы и методы.</strong> Аналитико-эмпирическая база исследования помимо научной литературы включала сборники статистики, а также публикации СМИ, фиксирующие демографическую и экономическую динамику исследуемых регионов в 2022–2023 гг. Методологической основой являлся системный подход, позволявший сочетать методы, используемые в демографии, социальной и экономической географии, с элементами структурно-функционального подхода и дискурс-анализом информации, получаемой из публикаций СМИ.</p> <p><strong>Результаты исследования.</strong> Установлено, что в течение весны – лета 2022 г. в результате оттока произошло существенное сокращение наличного населения обеих областей. Причем убыль городского населения была выше, чем сельского. Максимальные потери населения понесли приднепровские города и поселенческая сеть прифронтовой зоны Запорожской области. В обеих областях выявлены деформация возрастной структуры населения (значительный рост доли пожилых и старых людей) и дефицит специалистов в основных сферах социально-экономической деятельности. Зафиксировано, что в 2022–2023 гг. единственной крупной сферой хозяйственной жизни, продолжавшей функционировать в масштабах, сопоставимых с предыдущим периодом, являлось сельхозпроизводство и отдельные, связанные с ним, сегменты промышленности (прежде всего пищевой).</p> <p><strong>Обсуждение и заключение.</strong> Демографические и социально-экономические перспективы развития обоих регионов в значительной степени определятся дальнейшей динамикой вооруженного конфликта. Его долгосрочное затягивание будет ускорять отток населения, а в экономической сфере ‒ способствовать углублению сельскохозяйственной специализации региональных хозяйственных комплексов. Устойчивое прекращение боевых действий позволит диверсифицировать направления экономического роста, активизировать ряд отраслей промышленности, туристско-рекреационный комплекс, сферу транспорта и логистики. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и детализации планов социально-экономического развития новых территорий.</p> Сергей Яковлевич Сущий ##submission.copyrightStatement## http://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2512 Fri, 12 Jul 2024 11:54:57 +0000 The Брендинг регионов и его потенциал в укреплении российской национальной идентичности (кейсы Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана) https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2644 <p><strong>Введение. </strong>Риски дестабилизации этнополитической, этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе, активно протекающие миграционные процессы, а также традиционные для данного макрорегиона социально-экономические проблемы и вопросы межэтнических отношений актуализируют государственную политику идентичности на уровне регионов и страны в целом. Одним из механизмов укрепления российской национальной идентичности является брендинг регионов. Цель исследования – проанализировать представления об уникальности региона, ценности, уровни идентичности населения Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Дагестана, найти общие для регионов смыслы и ценности, которые, отражаясь в брендах, включаются в государственную политику идентичности, укрепляя ее национальный уровень.</p> <p><strong>Материалы и методы. </strong>Эмпирические материалы включают в себя количественные данные массового опроса, проведенного в октябре ‒ ноябре 2023 г. в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Дагестане и качественные (нестандартизированные интервью с экспертами). Методологический дизайн исследования построен на использовании междисциплинарного подхода и сравнительного анализа кейсов трех регионов, что позволило, опираясь на принцип триангуляции, выявить общее и особенное в определении потенциала брендинга для укрепления российской национальной идентичности.</p> <p><strong>Результаты исследования. </strong>Выявлены особенности и ключевые характеристики исследуемых регионов. Установлено, что целостного сложившегося бренда региона в них нет, однако очевидны источники его формирования – это представления жителей об уникальности региона и маркеры, по которым жители идентифицируют себя с ним. В Адыгее и Кабардино-Балкарии – это высокий уровень комфорта при сохранении этнических традиций, в Дагестане – значимая роль религии и этнических традиций, активная ориентация жителей на предпринимательскую деятельность.</p> <p><strong>Обсуждение и заключение. </strong>Региональная идентичность формируется вокруг уникальных объединительных черт – ценность сохранения этнических традиций и добрососедских отношений, отсутствие межнациональных конфликтов, общие для трех регионов идентификационные маркеры (отношение к родной земле, природе, территории, ценность культурных традиций, языка). Опора на эти ценности в процессе брендинга регионов обеспечивает связь с национальной идентичностью через общие для всех регионов смыслы и ценности. Полученные результаты могут представлять интерес для региональных органов власти, способствовать включению задач по брендингу регионов в политику укрепления национальной идентичности.</p> Ирина Владимировна Киреева, Елена Сергеевна Куква, Светлана Аслановна Ляушева, Зуриет Анзауровна Жаде, Надежда Александровна Ильинова ##submission.copyrightStatement## http://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://eosj.mrsu.ru/index.php/regionology/article/view/2644 Fri, 12 Jul 2024 12:03:20 +0000