Профессиональное мышление и социально-психологические особенности менеджеров в образовании

  • Ирина Владимировна Серафимович ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» https://orcid.org/0000-0002-0740-5145
  • Наталья Владимировна Шляхтина ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» https://orcid.org/0000-0002-7655-2288
  • Надежда Игоревна Бобылева ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» https://orcid.org/0000-0001-7648-4636
Ключевые слова: профессиональное мышление управленца, проблемная ситуация, ценности копинг-стратегии, социально-психологические особенности, ресурс

Аннотация

Введение. Цель данной работы – изучение взаимосвязи профессионального мышления с социально-психологическими особенностями личности.
Материалы и методы. Материалами исследования послужили данные опроса 65 человек (опытных руководителей и кадрового резерва). Для изучения проблемы применялись следующие методы: опросники Д. А. Амирхана (адаптация М. Яхтомского, С. Сироты), К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной), Э. Шейна и авторский метод анализа проблемных ситуаций (М. М. Кашапов, И. В. Серафимович). Для статистической обработки были использованы методы математической статистики – критерий Манна – Уитни и коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Результаты исследования. Показано, что преобладающим является ситуативно-надситуативный уровень мышления. Установлена взаимосвязь между уровнем профессионального мышления и гибкостью выбора стратегий поведения в конфликте и стрессе. Отмечаются сходство кадрового резерва и руководителей с опытом в стратегиях поведения в конфликте и стресса и различия в мотивах управленческой деятельности. Для опытных менеджеров более характерны направленность на взаимодействие и стремление консолидировать усилия коллектива вместо проявлений автономии и принятия исключительно собственной точки зрения. Новая социально-экономическая реальность и изменения в образовательной среде, происходящие на разных уровнях, предполагают, что менеджер готов решать принципиально иные и абсолютно разноплановые профессиональные задачи, что требует расширения спектра компетенций руководителей и качественно иного уровня осмысления реальности, интеграции собственных психологических структур, где системообразующую роль может выполнять профессиональное мышление.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты могут быть использованы как при решении задач Национального проекта «Образование» по профессиональному развитию педагогов на основе научных данных, так и в процессе реализации программ повышения квалификации.

 

Биографии авторов

Ирина Владимировна Серафимович, ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»

проректор по организационно-методической деятельности ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (150014, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16), доцент кафедры педагогики и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова» (150003, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0740-5145, Scopus ID: 57194214393, Researcher ID: I-5263-2015, iserafimovich@yandex.ru

Наталья Владимировна Шляхтина, ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»

руководитель центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (150014, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7655-2288, Researcher ID: AAE-5187-2021, shlyakhtinanv@gmail.com

Надежда Игоревна Бобылева, ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»

доцент центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (150014, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16), кандидат биологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7648-4636, Scopus ID: 56950969900, Researcher ID: AAE-5375-2021, n.bobylewa@mail.ru

Опубликован
2021-06-10
Раздел
Психология образования