Этическая регламентация как ресурс в разрешении проблем взаимодействия субъектов образования в условиях интеграции и инклюзии

  • Анастасия Владимировна Микляева ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» https://orcid.org/0000-0001-8389-2275
  • Елена Константиновна Веселова ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» https://orcid.org/0000-0002-5513-305X
  • Галина Вячеславовна Семенова ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» https://orcid.org/0000-0002-3936-2039
  • Елена Владимировна Бахвалова ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» https://orcid.org/0000-0003-1422-2635
Ключевые слова: инклюзия, интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – воспитанники детских домов, гетерогенная группа обучающихся, социальная эксклюзия, педагогическое взаимодействие, профессиональная этика, этический принцип

Аннотация

Введение. Данное исследование было направлено на выявление проблем взаимодействия субъектов
образования, требующих осмысления с позиции профессиональной педагогической этики. Цель исследования – изучение проблем во взаимодействии субъектов образовательного процесса в условиях инклюзивного и интегрированного образования и возможностей этической регламентации в разрешении этих проблем. Актуальность статьи обусловлена тенденцией к распространению практик инклюзии и интеграции в современном российском образовании.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 391 респондент, учащиеся школ, реализующие программы инклюзии и/или интеграции, их родители и педагоги. Проблемы, возникающие во взаимодействии субъектов образования в условиях интеграции и инклюзии, изучались с помощью социометрии, структурированного интервью и анкетирования.
Результаты исследования. В условиях интеграции и инклюзии скрытая или явная социальная эксклюзия прослеживается во всех звеньях взаимодействия в образовательном процессе и конкретизируется следующими проявлениями: дискриминацией и стигматизацией особых детей и их родителей, вытеснением особых детей на периферию системы отношений в учебной группе, разглашением информации о состоянии здоровья ребенка и/или его семейном статусе. Выделены этические принципы, наиболее часто нарушаемые во взаимодействии субъектов образования. Теоретическое сравнение пунктов, раскрывающих эти этические принципы в профессиональных кодексах врача, социального работника, педагога-психолога и Модельного кодекса педагога показало, что этическая регламентация может стать ресурсом в разрешении моральных коллизий в педагогическом взаимодействии. Для этого необходимо конкретизировать принципы уважения и компетентности применительно к условиям интегрированного и инклюзивного образования и разработать специальное содержание принципа конфиденциальности.
Обсуждение и заключение. Полученные выводы вносят вклад в развитие педагогической деонтологии и могут быть использованы для уточнения этических принципов взаимодействия в условиях интеграции и инклюзии в образ овании.

Биографии авторов

Анастасия Владимировна Микляева, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

профессор кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), доктор психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, Scopus ID: 53984860100, Researcher ID: D-4700-2017, a.miklyaeva@gmail.com

Елена Константиновна Веселова, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

профессор кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5513-305X, Scopus ID: 57190222439, Researcher ID: O-1798-2018, elkonves16@yandex.ru

Галина Вячеславовна Семенова, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

доцент кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3936-2039, Researcher ID: N-3664-2018, g-semenova@yandex.ru

Елена Владимировна Бахвалова, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

аспирант кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1422-2635, Researcher ID: O-1711-2018, e.v.bakhvalova@mail.ru

Опубликован
2019-09-12
Раздел
Психология образования