Духовно-нравственный эффект как результат интеграции математического и гуманитарного знания в высшей школе

  • Светлана Николаевна Дворяткина ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» http://orcid.org/0000-0001-7823-7751
  • Манук Ашотович Мкртчян Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна http://orcid.org/0000-0002-1747-7572
  • Светлана Алексеевна Розанова ФГБОУ ВО «Московский технологический университет» (МИРЭА) http://orcid.org/0000-0002-6069-8899
Ключевые слова: синергия, синергетический эффект, интегративное образование, технология обучения математике, оценка духовно-нравственного эффекта, междисциплинарность

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена научной, социальной и практической значимостью вопросов раскрытия духовно-нравственного потенциала молодежи, усиления гражданской позиции нашей интеллектуальной элиты в условиях неустойчивости общественно-политического, экономического и социокультурного развития, необходимостью поиска в этом контексте инновационных путей, методов и средств духовно-нравственного воспитания современных студентов. Целью статьи является разработка технологии получения, выявления и оценки синергетического духовно-нравственного эффекта при введении математическими кафедрами в учебный процесс высшей школы элементов духовно-нравственного воспитания студентов посредством интеграции математических и гуманитарных знаний. 
Материалы и методы. Методологическим положением исследования являются идеи и принципы синергетического подхода и интегративного образования. Важная роль отведена системному анализу, сравнению, а также экспериментальным и статистическим методам. 
Результаты исследования. Разработана и внедрена комплексная технология обучения математике с синергетическим духовно-нравственным эффектом, понимаемая как педагогический механизм интеграции знаний и диагностический инструментарий выявления и оценки данного вида эффекта. Проведена модернизация программы интегративного курса для студентов-лингвистов с расширением некоторых модулей путем включения вопросов духовно-нравственной тематики. Выделены критерии проявления духовно-нравственного эффекта и предложен психодиагностический инструментарий анализа и оценки данного феномена; определены перспективы применения разработанной технологии для инженерно-технических направлений подготовки и других научно-педагогических целей. 
Обсуждение и заключения. Внедрение разработанной технологии позволило выявить потенциал для реализации духовно-нравственного воспитания студентов на математических кафедрах. В силу универсальности технология может быть использована при организации учебно-воспитательного процесса для широкого спектра специальностей и направлений подготовки. Результаты исследования дают возможность вывести воспитание личности специалиста на более качественный уровень, – с получением духовно-нравственного синергетического эффекта.

Биографии авторов

Светлана Николаевна Дворяткина, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина»

профессор кафедры математики и методики ее преподавания ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» (399770, Россия, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7823-7751, Scopus ID: 57193775897sobdvor@yelets.lipetsk.ru

Манук Ашотович Мкртчян, Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна

заместитель министра образования и науки Республики Армения, заведующий лаборатории общей методологии и педагогической инновации Армянского государственного педагогического университета имени Х. Абовяна (0070, Республика Армения, г. Ереван, пр-т Тиграна Меца, д. 17), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1747-7572acf2004@yandex.ru

Светлана Алексеевна Розанова, ФГБОУ ВО «Московский технологический университет» (МИРЭА)

профессор кафедры высшей математики ФГБОУ ВО «Московский технологический университет» (МИРЭА) (119454, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 78), доктор педагогических наук, профессор, ORCID:http://orcid.org/0000-0002-6069-8899srozanova@mail.ru

Опубликован
2018-06-29
Раздел
Академическая интеграция