Прогнозирование успеваемости студентов на основе климата в классе, посреднической роли взаимодействия преподавателей со студентами и мотивации к учебе

Ключевые слова: микроклимат в группе, взаимодействие преподавателя и студента, академическая мотивация, успеваемость, программа Lisrel, анализ путей развития

Аннотация

Введение. Настоящее исследование нацелено на прогнозирование академических достижений студентов с учетом психологического климата в учебной группе, посреднической роли взаимодействия преподавателя и студента, а также академической мотивации студентов на примере Семнанского университета.
Материалы и методы. Данное исследование опирается на корреляционно-описательный метод сбора данных. В состав выборки вошли все студенты уровней бакалавриата и магистратуры инженерного факультета Семнанского университета в 2017–2018 учебном году. С помощью метода случайной стратификации в качестве выборки было отобрано 200 студентов (135 бакалавров и 65 магистров). Использованы анкеты Х. Патрика, А. Каплана и А. Райана по изучению психологического климата в учебной группе, шкала взаимодействия преподаватель – студент Л. Эрнандеса-Лопеса, анкета академической мотивации Р. Валлеранда и шкала академической
успеваемости студента Пэйса и Куха. Надежность анкет была подтверждена с помощью коэффициента α (а льфа) Кронбаха.
Результаты исследования. Имеется существенная положительная связь между академической успеваемостью и климатом в учебной группе, взаимодействием преподавателя со студентом и академической мотивацией. Климат в аудитории оказывает прямое и значимое влияние на успеваемость учащихся. Кроме того, климат учебной группы, посредничающий во взаимодействии преподавателя и студентов, оказывает косвенное и существенное влияние на их успеваемость.
Обсуждение и заключение. Статья представляет интерес для специалистов в области методики обучения, университетских психологов и студенческих активистов.

Биографии авторов

Сакине Джафари, Семнанский университет

доцент департамента управления образованием факультета психологии и педагогических наук Семнанского университета (35131-19111, Иран, г. Семнан, Кампус 1), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6800-4150, Scopus ID: 56680791800, sjafari.105@semnan.ac.ir

Али Асгари, Университет Бирдженда

доцент департамента образования факультета образования и психологии Университета Бирдженда (97174-34765, Иран, Бирдженд Южный Хорасан, Университетский бульвар), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5710-5247, ali.asgari@birjand.ac.ir

Опубликован
2020-03-16
Раздел
Исследовательская статья