Интегративные механизмы повышения эффективности учебно-методического взаимодействия преподавателя и студента

  • Ирина Викторовна Тараскина ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» http://orcid.org/0000-0003-0975-5154
  • Валерьян Фаритович Габдулхаков ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» http://orcid.org/0000-0003-2708-0058
  • Светлана Николаевна Башинова ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» https://orcid.org/0000-0001-7035-737X
  • Ольга Владимировна Яшина ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» https://orcid.org/0000-0002-6942-1327
Ключевые слова: интегративный механизм, психолингвистическая процедура, текст книги, работа с текстом, педагогическое общение

Аннотация

Введение. Проблема исследования заключается в интеграции педагогических и психолингвистических подходов и выработке новых механизмов работы с текстом. Цель статьи – разработать интегративные механизмы работы с текстом учебно-методического характера. 
Материалы и методы. В исследовании были использованы методы анализа и сопоставления, индукции и дедукции, психолингвистического анализа, обобщения. Теоретической основой исследования стали методики кетенских психолингвистов Д. Хаке, К. Нестлера, адаптированные для оценки эффективности педагогических средств общения. 
Результаты исследования. Разработаны механизмы повышения эффективности учебно-методического взаимодействия преподавателя и студента на основе интеграции традиционных приемов работы с текстом в вузе с психолингвистическими процедурами анализа текста. Интеграция этих приемов с психолингвистическими приемами анализа информации, логической взаимосвязи, понятийной и синтаксической сложности позволила повысить эффективность работы с текстом и учебно-методическое взаимодействие. Были определены четыре механизма: отработка структурно-смыслового содержания, совершенствование структурно-логического анализа, овладение процедурой лексико-понятийного анализа, структурно-синтаксический анализ текста. 
Обсуждение и заключения. В педагогической практике вузов интегративные механизмы повышения эффективности учебно-методического взаимодействия практически не применяются. В исследовании доказано, что использование интегративных механизмов позволяет повысить эффективность не только работы с текстом, но и качество подготовки учителей в целом. Материалы статьи будут полезны студентам, преподавателям и специалистам в области образования и педагогического общения. Результаты исследования имеют практическое значение: механизмы могут быть воспроизведены в широкой вузовской практике и повлиять на качество образования, повысить уровень социальных, межкультурных коммуникаций и использованы при формировании образовательной политики в высшей школе.

Биографии авторов

Ирина Викторовна Тараскина, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева»

доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат психологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0975-5154irina-taraskina@yandex.ru

Валерьян Фаритович Габдулхаков, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

руководитель Научно-образовательного центра педагогических исследований, профессор Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), доктор педагогических наук, действительный член Международной педагогической академии, Академии педагогических и социальных наук (академик), заслуженный деятель науки, заслуженный учитель Республики Татарстан, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2708-0058, Scopus ID:56458818500, Researcher ID: N-1306-2013pr_gabdulhakov@mail.ru

Светлана Николаевна Башинова, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

доцент Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), кандидат психологических наук, председатель Казанского отделения Федерации психологов образования России, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7035-737X, Researcher ID: O-8926-2016svetlana-bashinova@mail.ru

Ольга Владимировна Яшина, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

старший преподаватель учебного центра ДОУ «Современная филология» ЦРК UNIVERSUM+ ИМОИиВ ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6942-1327, Scopus ID: 56458683100, Researcher ID: P-1163-2017olga.iaschina@yandex.ru

Опубликован
2018-06-29
Раздел
Модернизация образования