Психолого-педагогические компоненты готовности детей с нарушениями слуха к обучению в условиях обновления содержания образования

  • Alexey M. Sivinskiy Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова https://orcid.org/0000-0002-6683-584X
  • Aigul K. Sadykova Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова https://orcid.org/0000-0003-4556-8145
  • Kambat K. Kulambayeva Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова https://orcid.org/0000-0002-4219-5243
  • Maxut M. Zhamankarin Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова https://orcid.org/0000-0002-5254-9797
  • Assiya H. Kukubayeva Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова https://orcid.org/0000-0002-2865-3455
  • Aigerim N. Kosherbayeva Казахский национальный педагогический университет имени Абая https://orcid.org/0000-0002-3307-9814
Ключевые слова: школа, ребенок, подросток, нарушение слуха, познавательные способности, специальное образование

Аннотация

Введение. Новая модель обучения, внедренная в общеобразовательные школы Республики Казахстан, характеризуется системой критериев оценки знаний учащегося (вовлечение учащегося, самооценка), стимулирующей его активность в получении знаний и коммуникативных навыков. В данном исследовании рассматривается проблема психолого-педагогической готовности школьников с нарушениями слуха к переходу на новые учебные программы на примере Республики Казахстан. Цель статьи – представить результаты исследования готовности детей с нарушениями слуха к обучению в рамках внедрения новых учебных программ, педагогических технологий и способов взаимодействия всех участников образовательного процесса через сравнение результатов их психолого-педагогической диагностики с условно здоровыми сверстниками.
Материалы и методы. В соответствии с целями исследования были определены экспериментальная (обучающиеся специальной школы) и контрольная (школьники, не имеющие нарушений в развитии) группы. На общей выборке, включающей 138 детей и подростков 10–15 лет, составивших в соответствии с образовательной ступенью четыре основные и четыре контрольные группы, изучены эмоционально-волевые, интеллектуальные и познавательные особенности неслышащих и слабослышащих детей и успешность выполнения ими заданий классических и обновленных программ.
Результаты исследования. Проведенное психолого-педагогическое исследование изучаемой проблемы показывает, что дети с нарушениями слуха лучше справляются с некоторыми задачами, составленными в соответствии с обновленными образовательными программами, что свидетельствует об их эффективности для данной категории учащихся. При этом отмечается снижение количества когнитивных процессов у учащихся коррекционных школ с нарушением слуха по сравнению с их сверстниками, а именно зрительного внимания, слухоречевой памяти и мышления. Следовательно, необходимо учитывать уровень развития этих процессов при формировании и реализации программ обучения.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие современного специального образования, позволяя, в рамках анализа эмоционально-волевых, мотивационных и когнитивных особенностей детей с нарушениями слуха в сочетании с оценкой успешности их обучения, определять потенциальную возможность корреляции внедряемых учебных программ обновленного содержания с их адаптированными аналогами.

 

Биографии авторов

Alexey M. Sivinskiy, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

докторант кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова (020000, Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. М. Ауэзова, д. 189а), учитель информатики и математики областной специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с нарушениями слуха (150000, Республика Казахстан, г. Петропавловск, ул. Ы. Алтынсарина, д. 223), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6683-584X, sivinskiy@mail.ru

Aigul K. Sadykova, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

доцент кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова (020000, Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. М. Ауэзова, д. 189а), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4556-8145, look57@mail.ru

Kambat K. Kulambayeva, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

профессор кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова (020000, Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. М. Ауэзова, д. 189а), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4219-5243, look57@mail.ru

Maxut M. Zhamankarin, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

заведующий кафедрой информатики Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова (020000, Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. М. Ауэзова, д. 189а), доктор делового администрирования (DBA), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5254-9797, zhamankarin@yandex.kz

Assiya H. Kukubayeva, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

профессор кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова (020000, Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. М. Ауэзова, д. 189а), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2865-3455, kukubaeva_2011@mail.ru

Aigerim N. Kosherbayeva, Казахский национальный педагогический университет имени Абая

заведующий кафедрой педагогики и психологии Казахского национального педагогического университета имени Абая (050010, Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Достык, д. 13), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3307-9814, aigera63@mail.ru

Опубликован
2021-09-16
Раздел
Международный опыт интеграции образования