Копинг-стратегии в ситуации адаптации иностранных студентов к обучению в медицинском вузе

  • Наталья Станиславовна Тимченко ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-6283-820X
  • Юлия Юрьевна Кочетова ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-8116-7966
Ключевые слова: социокультурная адаптация, иностранный студент, копинг-стратегия, образовательная среда, экспорт образования, адаптационный ресурс

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена поиском научных данных, практическое использование которых позволяет оптимизировать процесс адаптации иностранных студентов, получающих медицинскую профессию в России. Успех на этом пути является дополнительным фактором в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг. Цель исследования – на основе анализа адаптационных ресурсов иностранных студентов выявить копинг-стратегии на начальном этапе адаптации к обучению в медицинском вузе.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Р. Лазаруса, Д. Амирхана. Для определения степени социокультурной адаптации нами был проведен опрос иностранных студентов, в котором приняли участие 75 человек. Вопросы авторского опросника были составлены на основе теста Л. В. Янковского по адаптации личности к новой социокультурной среде. Репертуар копинг-стратегий иностранных студентов был определен, опираясь на методику анализа способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман.
Результаты исследования. На основе проведенного исследования выявлены и описаны основные факторы социально-психологической адаптации, влияющие на выбор копинг-стратегий: внутренние ресурсы личности (воспитание, нравственные ориентиры, религия) и факторы социального характера (семья, друзья и др.). Структура личности и такие ее компоненты, как уровень интеллекта, самооценка, внутренние убеждения, определяют степень и характер адаптационного процесса иностранных студентов. Благоприятные показатели внешних средовых факторов способствуют выбору продуктивных копинг-стратегий, а недостаток адаптационных ресурсов приводит к неэффективному совладанию с неблагоприятными обстоятельствами новых академических и бытовых условий.
Обсуждение и заключение. Сделанные на основе проведенного исследования выводы вносят вклад в развитие научных представлений о процессе адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском медицинском вузе.

 

Биографии авторов

Наталья Станиславовна Тимченко, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

заведующий кафедрой гуманитарных наук с курсом клинической психологии, профессор ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (656038, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 40), доктор социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6283-820X, nattimchenko@yandex.ru

Юлия Юрьевна Кочетова, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

доцент кафедры гуманитарных наук с курсом клинической психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (656038, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 40), кандидат философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8116-7966, kochetova20@mail.ru

Опубликован
2021-09-16
Раздел
Академическая интеграция