Интеграция IBL и CLIL в подготовке будущих учителей к преподаванию естественных наук в условиях полиязычия

  • Ирина Михайловна Бабич НАО «Павлодарский педагогический университет» https://orcid.org/0000-0001-5861-6260
  • Вера Константиновна Омарова НАО «Торайгыров Университет» https://orcid.org/0000-0002-6373-7638
  • Алия Ахматовна Баратова Назарбаев Университет https://orcid.org/0000-0001-6554-6846
  • Наталья Ивановна Чуркина ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» https://orcid.org/0000-0001-7722-2427
Ключевые слова: IBL, CLIL, будущий учитель естественно-научных дисциплин, полиязычие, английский язык, директива

Аннотация

Введение. Актуальность проблемы подготовки будущих учителей естественно-научных дисциплин к преподаванию на нескольких языках определяется социальным заказом общества. Недостаточная практическая подготовленность молодых специалистов требует поиска эффективных методов, способствующих решению проблемы. Цель исследования – изучение влияния интеграции методов IBL и CLIL на качество подготовки будущих педагогов естественно-научных дисциплин (на примере химии) к преподаванию на английском языке. Впервые предложена интеграция методов IBL и CLIL для подготовки будущих учителей естественно-научных дисциплин к преподаванию на английском языке как иностранном в условиях полиязычного образования.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 63 учащихся III курса направлений «Химия», «Химия и биология». Для изучения показателей качества подготовки – речевых актов будущих учителей естественно-научных дисциплин в период педагогической практики в школе – применялись методы педагогического эксперимента, наблюдения, тестирования, анализа аудиозаписей уроков, описательной и математической статистики. Исследование проводилось до и после обучения студентов с помощью метода CLIL (контрольная группа) и интеграции IBL и CLIL (экспериментальная группа).
Результаты исследования. Полученные результаты демонстрируют неслучайный характер изменений между экспериментальной и контрольной группами будущих учителей. Студенты экспериментальной группы издали больше директив. Значительный прирост зафиксирован по вопросам высокого уровня на этапах уроков по организации самостоятельных исследований учащихся. Видовой состав директивных актов стал разнообразнее, чем в контрольной группе. Доказано положительное влияние интеграции методов IBL и CLIL на рост показателей качества подготовки студентов.
Обсуждение и заключение. Представленные материалы могут быть использованы для подготовки будущих учителей естественно-научных дисциплин к преподаванию предметов на любом втором языке. Результаты исследований будут актуальными для преподавателей университетов европейских стран и стран СНГ, которые находятся в поиске эффективных способов подготовки полиязычных педагогов.

 

Биографии авторов

Ирина Михайловна Бабич, НАО «Павлодарский педагогический университет»

докторант Высшей школы естественных наук НАО «Павлодарский педагогический университет» (140000, Казахстан, г. Павлодар, ул. Мира, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5861-6260, Scopus ID: 57189324489, irina_b@pvl.nic.edu.kz

Вера Константиновна Омарова, НАО «Торайгыров Университет»

профессор кафедры иностранной филологии НАО «Торайгыров Университет» (140008, Казахстан, г. Павлодар, ул. Ломова, д. 64), кандидат педагогических наук, доцент ВАК, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6373-7638, omarovavera@mail.ru

Алия Ахматовна Баратова, Назарбаев Университет

магистр управления образованием Назарбаев Университета (010000, Казахстан, г. Нур-Султан, пр-т Кабанбай батыра, д. 53), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6554-6846, Baratova_a@pvl.nis.edu.kz

Наталья Ивановна Чуркина, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»

профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, д. 14), доктор педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7722-2427, n_churkina@mail.ru

Опубликован
2021-06-10
Раздел
Академическая интеграция