Развитие психологической системы педагогических способностей студентов – будущих учителей начальной школы

  • Владимир Александрович Мазилов ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» https://orcid.org/0000-0003-0646-6461
  • Юрий Николаевич Слепко ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» https://orcid.org/0000-0001-6768-4652
Ключевые слова: способность, педагогическая способность, психологическая система, школа, колледж, вуз

Аннотация

Введение. Психолого-педагогическое сопровождение профессионализации педагога должно опираться на современные данные о развитии педагогических способностей. Наиболее популярной стратегией изучения способностей является аналитический подход, не позволяющий рассматривать способности как целостное непрерывно развивающееся психологическое образование. Это говорит об актуальности изучения проблемы развития педагогических способностей на основе новой теории способностей человека. Цель статьи – представить результаты изучения развития психологической системы педагогических способностей студентов – будущих учителей начальных классов в условиях непрерывного педагогического образования в школе, педагогическом колледже и педагогическом вузе.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 201 испытуемый: учащиеся педагогического класса (n = 15), студенты педагогического колледжа (n = 82) и педагогического университета (n = 104). Для изучения психологической системы педагогических способностей использовались методы тестов, опросники, самооценочные шкалы, а также анализ показателей академической успеваемости. Анализ психологической системы способностей осуществлялся с применением системных индексов (когерентности, дивергентности, организованности), оценки гомогенности/гетерогенности структур, выделения базовых и ведущих компонентов системы.
Результаты исследования. Показана неравномерность развития психологической системы педагогических способностей на разных уровнях педагогического образования. Развитие системы педагогических способностей в период обучения в школе, колледже и вузе не может быть охарактеризовано как непрерывное. Для учащихся педагогического класса характерна более высокая организованность системы способностей; студентам колледжа свойственна ее непрерывная перестройка и снижение организованности к концу обучения; у студентов вуза более устойчивая и прогрессивно развивающаяся система способностей. Качественные различия в структурной организации системы определяются разным вкладом видов способностей (индивидных, субъектных, личностных) в ее функционирование и достижение академических результатов. Организация системы способностей школьников в значительной мере определяется способностями личности, учащихся колледжа – способностями субъекта деятельности и личности, студентов вуза – способностями личности.
Обсуждение и заключение. Сформулированные в работе выводы являются основой для организации специальной работы по целенаправленному формированию системы педагогических способностей в условиях непрерывного педагогического образования.

 

Биографии авторов

Владимир Александрович Мазилов, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

заведующий кафедрой общей и социальной психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, Scopus ID: 13004734300, Researcher ID: F-9746-2013, v.mazilov@yspu.org

Юрий Николаевич Слепко, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

декан педагогического факультета ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6768-4652, Scopus ID: 56111886000, Researcher ID: AAF-8745-2019, slepko@inbox.ru

Опубликован
2021-09-16
Раздел
Психология образования