Отношение педагогов к нормотворчеству в сфере школьного воспитания (на примере России, Казахстана и Кыргызстана)

  • Екатерина Александровна Коваль Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) https://orcid.org/0000-0003-0069-5335
  • Андрей Анатольевич Сычев МГУ им. Н. П. Огарёва https://orcid.org/0000-0003-3757-4457
  • Наталья Владимировна Жадунова МГУ им. Н. П. Огарёва https://orcid.org/0000-0002-9058-0488
  • Нургуль Исраиловна Осмонова Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-3846-4033
  • Ринат Саттарович Саликжанов Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева https://orcid.org/0000-0001-5440-8480
Ключевые слова: нормотворчество, норма, право, мораль, воспитание, педагог, институт гражданского общества, Россия, Казахстан, Кыргызстан

Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению проблемы нормативного регулирования школьного воспитания на постсоветском пространстве. Актуальность работы обусловлена необходимостью комплексного анализа различных подходов к формированию нормативного базиса школьного воспитания, возникающих в бывших союзных республиках. Исследование таких норм и процесса их формирования дает возможность оценить воспитательную деятельность в школе путем использования нормотворческой оптики, позволяющей выявить скрытые проблемы и предложить пути их решения. Цель статьи – сравнительный анализ нормотворческих процессов, направленных на регулирование воспитания в школе, на примере России, Казахстана и Кыргызстана.
Материалы и методы. Для изучения проблемы был проведен экспертный опрос педагогов-практиков в период с декабря 2020 по май 2021 г. с использованием сервиса Google Form. В опросе приняли участие 268 педагогов из трех стран. В качестве материалов исследования были использованы нормы Конституций, законов об образовании Российской Федерации, Республики Кыргызстан и Республики Казахстан; методические рекомендации по вопросам воспитания, разработанные национальными академиями образования, кодексы педагогической этики, нормативные документы религиозных организаций.
Результаты исследования. Эксперты в Кыргызстане и Казахстане продемонстрировали потребность в правовых нормах, регламентирующих организацию процесса воспитания. Оценка российскими экспертами существующих норм национального законодательства показала, что они порождают излишнюю бюрократизацию, ограничение творческого потенциала педагогов. Большинство экспертов во всех трех странах сомневаются в действенности профессиональных этических кодексов. Оценивая нормотворческий потенциал различных заинтересованных сторон, российские респонденты ставят на первое место наряду с педагогическим сообществом государство, в то время как казахские и кыргызские эксперты отдают приоритет педагогическому сообществу и образовательным организациям. Однако реальные возможности для участия в нормотворческих процессах усматривают только педагоги Казахстана.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие исследований, посвященных актуальным проблемам воспитательной деятельности в школе (бюрократизация, ограничение творческого потенциала, недостаток времени). Материалы статьи будут полезны практикующим педагогам и организаторам образования, а также лицам, участвующим в регулировании процессов воспитания в школе.

 

Биографии авторов

Екатерина Александровна Коваль, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)

профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Средне-Волжского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) (430003, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 6), доктор философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0069-5335, Scopus ID: 57202425856, Researcher ID: A-5797-2015, nwifesc@yandex.ru

Андрей Анатольевич Сычев, МГУ им. Н. П. Огарёва

профессор кафедры философии МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор философских наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3757-4457, Scopus ID: 57205759512, Researcher ID: N-7591-2015, sychevaa@mail.ru

Наталья Владимировна Жадунова, МГУ им. Н. П. Огарёва

декан факультета дополнительного образования МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9058-0488, Scopus ID: 57217631646, Researcher ID: V-7451-2018, zhadunovan@mail.ru

Нургуль Исраиловна Осмонова, Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина

профессор кафедры философии Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина (720000, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Киевская, д. 44), доктор философских наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3846-4033, osmonova_ni@mail.ru

Ринат Саттарович Саликжанов, Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева

доцент кафедры социологии Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (010005, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Сатпаева, д. 2), кандидат социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5440-8480, Researcher ID: E-6585-2015, Kz87013906994@mail.ru

Опубликован
2021-12-21
Раздел
Модернизация образования