Имплицитное выучивание комбинированных последовательностей

  • Андрей Юрьевич Агафонов ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» http://orcid.org/0000-0003-1546-605X
  • Сергей Николаевич Бурмистров ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» http://orcid.org/0000-0002-6567-6779
  • Дмитрий Дмитриевич Козлов ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» http://orcid.org/0000-0001-9768-5584
  • Алена Павловна Крюкова http://orcid.org/0000-0001-8232-3951
Ключевые слова: когнитивная деятельность, имплицитное научение, комбинированная последовательность, задача последовательного реагирования, время сенсомоторной реакции

Аннотация

Введение. Проведено исследование, нацеленное на выявление особенностей применения имплицитного знания при выучивании комбинированной последовательности. Работа направлена на решение проблемы неосознаваемого восприятия множественной информации. В отличие от большинства работ, в которых исследовался собственно процесс имплицитного научения, в статье рассматривается применение имплицитного знания в условиях сознательного контроля одного из параметров комбинированной последовательности. Цель статьи – выявить особенности использования имплицитных знаний при выучивании комбинированных последовательностей. 
Материалы и методы. Для обнаружения особенностей усвоения и применения имплицитного знания при решении сенсомоторных задач применялась экспериментальная техника «выучивание последовательностей». Экспериментальная процедура была проведена с использованием специально разработанной программы на компьютере с матрицей серийного образца при разрешении экрана 1366x768. 
Результаты исследования. Анализ экспериментальных данных позволил выявить, что в процессе выучивания комбинированных последовательностей происходит одновременное усвоение нескольких имплицитных закономерностей в структуре информационного массива. В результате обобщения данных показано: имплицитные паттерны знания о наличии разных закономерностей не интерферируют между собой, т. е. могут усваиваться и применяться независимо друг от друга. В свою очередь, при решении задачи, требующей контроля сознания, ключевую роль играет имплицитное знание правила чередования релевантного параметра. 
Обсуждение и заключения. Выучивание комбинированных последовательностей может выражаться в позитивных и негативных эффектах последействия. Эффекты последействия можно трактовать как проявление сложного вида установочных явлений, поскольку отражают бессознательное состояние готовности субъекта воспринимать определенным образом появление объектов в пространственно-временном континууме. Полученные результаты могут быть полезны разработчикам программ обучения, в том числе в профессиональной сфере операторских видов деятельности. Результаты существенно расширяют сферу феноменологии имплицитного научения и открывают перспективы в изучении неосознаваемой обработки множественной информации.

Биографии авторов

Андрей Юрьевич Агафонов, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева»

заведующий кафедрой общей психологии ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (443086, Россия, г. Самара, ул. Московское шоссе, д. 34), доктор психологических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1546-605Xaa181067@yandex.ru

Сергей Николаевич Бурмистров, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева»

старший преподаватель кафедры общей психологии ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (443086, Россия, г. Самара, ул. Московское шоссе, д. 34), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6567-6779burm33@mail.ru

Дмитрий Дмитриевич Козлов, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева»

старший преподаватель кафедры социальной психологии ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (443086, Россия, г. Самара, ул. Московское шоссе, д. 34), ORCID:http://orcid.org/0000-0001-9768-5584ddkozlov@gmail.com

Алена Павловна Крюкова

аспирант кафедры общей психологии ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (443086, Россия, г. Самара, ул. Московское шоссе, д. 34), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8232-3951kryukova.1991@bk.ru

Опубликован
2018-06-29
Раздел
Академическая интеграция