Представления о статусе английского языка и академическая мотивация среди китайских студентов

Ключевые слова: представления о статусе английского языка, академическая мотивация, глобальный английский, студенты китайских вузов, обучение английскому языку, высшее образование

Аннотация

Введение. Статус английского языка как инструмента международного общения нашел отражение в сравнительно новом термине «глобальный английский». Существуют разные точки зрения относительно легитимности этого термина. Цель статьи – представить результаты исследования о восприятии китайскими студентами статуса английского языка как глобального и влиянии этих представлений на академическую мотивацию студентов.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 460 студентов, обучающихся по профилю «Английский язык как иностранный» в одном из китайских университетов. Для сбора данных авторы использовали специально разработанный опросник, который содержал несколько параметров, относящихся к восприятию статуса английского языка и академической мотивациии. Студенты оценивали каждый из пунктов опросника по 5-балльной шкале. Статистический метод анализа данных включал разведочный факторный анализ и множественный регрессионный анализ.
Результаты исследования. Разведочный факторный анализ обнаружил четыре фактора (скрытых переменных) в восприятии статуса английского языка и три фактора (скрытых переменных) в академической мотивации студентов. Последующий множественный регрессионный анализ выявил положительные и статистически значимые корреляции между рядом скрытых переменных. Например, переменная «Представления об обучении английскому языку» оказывала значительное статистическое влияние на каждую из трех параметров академической мотивации.
Обсуждение и заключение. Результаты статистических анализов в данном исследовании подтверждают ранние эмпирически основанные заключения, что представления о языке и его статусе состоят из отдельных самостоятельных компонентов. Также результаты факторного анализа указывают на валидность концепции «глобальный английский». С практической точки зрения материалы статьи подчеркивают необходимость интеграции концепции «глобальный английский» в процессы преподавания и изучения английского языка. Сделанные авторами выводы вносят вклад в дальнейшее развитие практики обучения английскому языку в контексте «глобального английского».

Биографии авторов

Huiyuan Gu, Университет Малайя

аспирант факультета языков и лингвистики Университета Малайя (50603, Малайзия, г. Куала-Лумпур), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9769-1623, guhuiyuan60@gmail.com

Larisa Nikitina, Университет Малайя

старший преподаватель факультета языков и лингвистики Университета Малайя (50603, Малайзия, г. Куала-Лумпур), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6061-5360, Scopus ID: 36701867200, Researcher ID: H-4481-2012, larisa[at]um.edu.my

Jagdish Kaur, Университет Малайя

старший преподаватель факультета языков и лингвистики Университета Малайя (50603, Малайзия, г. Куала-Лумпур), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6803-5635, Scopus ID: 36150103400, Researcher ID: B-8685-2010, jagdish[at]um.edu.my

Опубликован
2022-03-17
Раздел
Международный опыт интеграции образования