Технология многоуровневых межвузовских индикаторов как фактор повышения академической мобильности. Внутрироссийский опыт на основе федеральных государственных образовательных стандартов

  • Александр Павлович Снегуренко Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ https://orcid.org/0000-0002-5515-3544
  • Сергей Сагитович Зайдуллин Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ https://orcid.org/0000-0002-8285-9817
  • Светлана Владимировна Новикова Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ; МГУ им. Н. П. Огарева https://orcid.org/0000-0001-8207-1010
  • Наталья Львовна Валитова Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ а https://orcid.org/0000-0002-8408-1885
  • Эльмира Шамильевна Кремлева Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ https://orcid.org/0000-0003-0858-0575
Ключевые слова: межвузовские индикаторы, многоуровневые компетенции, дерево компетенций, академическая мобильность, профессиональные компетенции, образовательный стандарт

Аннотация

Введение. В настоящее время в процессе обучения все больше студентов меняют направление подготовки либо вуз. В связи с этим возникает проблема, как определить, соответствует ли уровень знаний студента критериям принимающего вуза. Простого сравнения компетенций бывает явно недостаточно. Поэтому авторы статьи предлагают новую систему сравнения имеющихся и требуемых на новом месте учебы знаний (компетенций). Цель статьи – представить результаты исследования по разработке и применению на практике специфических «деревьев компетенций», позволяющих производить сравнение и перезачет дисциплин автоматически.
Материалы и методы. В основе исследования лежат методы системного анализа для слабоформализуемых проблем: метод экспертных оценок и метод дерева целей. Для непосредственной разработки использован метод построения бинарных деревьев принятия решений. Для оценки эффективности разработанного метода использовались методы наблюдения и сравнения.
Результаты исследования. В статье описаны конкретные шаги по созданию специфических проверочных таблиц на основе многоуровневых деревьев индикаторов компетенций, в которых представлены четыре уровня приобретения компетенций. На основании проведенных экспериментов по использованию таких таблиц для пересдачи дисциплин при переводе студента с одной специальности на другую даются рекомендации. Методика прошла успешную апробацию при переводе студента в рамках Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ между образовательными программами «Самолетостроение» и «Прикладная математика и информатика».
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы будут способствовать развитию академической мобильности студентов, повышению их конкурентоспособности на рынке труда и укреплению академических межвузовских отношений как в Российской Федерации, так и во всем мире.

Биографии авторов

Александр Павлович Снегуренко, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ

доцент кафедры экономики и управления на предприятии Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5515-3544, Scopus ID: 57208723750, Researcher ID: I-1028-2017, APSnegurenko@kai.ru

Сергей Сагитович Зайдуллин, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ

заведующий кафедрой прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), кандидат технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8285-9817, SSZaydullin@kai.ru

Светлана Владимировна Новикова, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ; МГУ им. Н. П. Огарева

профессор кафедры прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), профессор кафедры прикладной математики, дифференциальных уравнений и теоретической механики МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор технических наук, ORCID: https://orcid. org/0000-0001-8207-1010, Scopus ID: 57203542635, Researcher ID: В-6505-2017, SVNovikova@kai.ru

Наталья Львовна Валитова, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ а

доцент кафедры прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8408-1885, Scopus ID: 23013218200, NLValitova@kai.ru

Эльмира Шамильевна Кремлева, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ

старший преподаватель кафедры прикладной математики и информатики Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (420111, Российская Федерация, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0858-0575, Scopus ID: 57194618280, EShKremleva@kai.ru

Опубликован
2022-03-17
Раздел
Академическая интеграция