Технология многоуровневых межвузовских индикаторов как фактор повышения академической мобильности. Внутрироссийский опыт на основе федеральных государственных образовательных стандартов
Аннотация
Введение. В настоящее время в процессе обучения все больше студентов меняют направление подготовки либо вуз. В связи с этим возникает проблема, как определить, соответствует ли уровень знаний студента критериям принимающего вуза. Простого сравнения компетенций бывает явно недостаточно. Поэтому авторы статьи предлагают новую систему сравнения имеющихся и требуемых на новом месте учебы знаний (компетенций). Цель статьи – представить результаты исследования по разработке и применению на практике специфических «деревьев компетенций», позволяющих производить сравнение и перезачет дисциплин автоматически.
Материалы и методы. В основе исследования лежат методы системного анализа для слабоформализуемых проблем: метод экспертных оценок и метод дерева целей. Для непосредственной разработки использован метод построения бинарных деревьев принятия решений. Для оценки эффективности разработанного метода использовались методы наблюдения и сравнения.
Результаты исследования. В статье описаны конкретные шаги по созданию специфических проверочных таблиц на основе многоуровневых деревьев индикаторов компетенций, в которых представлены четыре уровня приобретения компетенций. На основании проведенных экспериментов по использованию таких таблиц для пересдачи дисциплин при переводе студента с одной специальности на другую даются рекомендации. Методика прошла успешную апробацию при переводе студента в рамках Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ между образовательными программами «Самолетостроение» и «Прикладная математика и информатика».
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы будут способствовать развитию академической мобильности студентов, повышению их конкурентоспособности на рынке труда и укреплению академических межвузовских отношений как в Российской Федерации, так и во всем мире.
Copyright (c) 2022 Александр Павлович Снегуренко, Сергей Сагитович Зайдуллин, Светлана Владимировна Новикова, Наталья Львовна Валитова, Эльмира Шамильевна Кремлева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.