Траектории взросления в психологической автобиографии учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста

  • Наталья Николаевна Королева  Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-2573-7514
  • Ирина Марковна Богдановская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-7303-615X
  • Анна Борисовна Углова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-8072-0539
Ключевые слова: траектории взросления, психологическая автобиография, образ будущего, временная перспектива, подросток

Аннотация

Введение. В настоящее время ключевые задачи образования связаны с успешной социализацией, развитием личностной зрелости подрастающего поколения. В то же время социокультурные трансформации современности приводят к изменению путей и моделей взросления школьников. Несмотря на значительный интерес исследователей к данной проблеме, практически отсутствуют работы, раскрывающие вариативный характер путей взросления современных подростков, отраженных в их автобиографических представлениях о будущем. Цель исследования – выявить основные структурные и содержательные характеристики траекторий взросления, отраженные в психологической автобиографии современных школьников, и определить их гендерную специфику.
Материалы и методы. Для изучения проблемы было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 1 031 чел. – подростки в возрасте от 12 до 17 лет. Сбор эмпирических данных осуществлялся посредством модифицированного варианта методики «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой. Математико-статистический анализ результатов осуществлялся посредством однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA), корреляционного анализа с применением коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Результаты исследования. В целом субъективная временная перспектива подростков характеризуется значительной протяженностью, позитивной эмоциональной окраской. На основании результатов корреляционного анализа определены основные траектории взросления современных подростков. Выявлена гендерная специфика в структурной организации и содержании представлений о будущем. Для юношей более характерны траектории взросления, связанные с самостоятельностью, разнообразием впечатлений, материальным успехом, социальным признанием, творчеством, развлечениями и развитием своего внутреннего мира. Девушки ориентированы на удовлетворенность процессом жизни, общение, интеграцию сфер жизни.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие современных научных представлений о вариативном и нелинейном характере построения жизненной перспективы у подрастающего поколения. Результаты исследования могут быть использованы для построения программ психолого-педагогического сопровождения процессов взросления и социализации в условиях современного общества.

 

Биографии авторов

Наталья Николаевна Королева,  Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

заведующий кафедрой психологии профессиональной деятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), доктор психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4399-6330, Scopus ID: 56661930800, Researcher ID: D-9910-2017, korolevanatalya@mail.ru

Ирина Марковна Богдановская, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7303-615X, Scopus ID: 57192820293, Researcher ID: D-8804-2017, ibogdanovs@herzen.spb.ru

Анна Борисовна Углова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8072-0539, Scopus ID: 57214242796, Researcher ID: E-4061-2017, anna.uglova@list.ru

Опубликован
2022-03-18
Раздел
Психология образования