Траектории взросления в психологической автобиографии учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста
Аннотация
Введение. В настоящее время ключевые задачи образования связаны с успешной социализацией, развитием личностной зрелости подрастающего поколения. В то же время социокультурные трансформации современности приводят к изменению путей и моделей взросления школьников. Несмотря на значительный интерес исследователей к данной проблеме, практически отсутствуют работы, раскрывающие вариативный характер путей взросления современных подростков, отраженных в их автобиографических представлениях о будущем. Цель исследования – выявить основные структурные и содержательные характеристики траекторий взросления, отраженные в психологической автобиографии современных школьников, и определить их гендерную специфику.
Материалы и методы. Для изучения проблемы было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 1 031 чел. – подростки в возрасте от 12 до 17 лет. Сбор эмпирических данных осуществлялся посредством модифицированного варианта методики «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой. Математико-статистический анализ результатов осуществлялся посредством однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA), корреляционного анализа с применением коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Результаты исследования. В целом субъективная временная перспектива подростков характеризуется значительной протяженностью, позитивной эмоциональной окраской. На основании результатов корреляционного анализа определены основные траектории взросления современных подростков. Выявлена гендерная специфика в структурной организации и содержании представлений о будущем. Для юношей более характерны траектории взросления, связанные с самостоятельностью, разнообразием впечатлений, материальным успехом, социальным признанием, творчеством, развлечениями и развитием своего внутреннего мира. Девушки ориентированы на удовлетворенность процессом жизни, общение, интеграцию сфер жизни.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие современных научных представлений о вариативном и нелинейном характере построения жизненной перспективы у подрастающего поколения. Результаты исследования могут быть использованы для построения программ психолого-педагогического сопровождения процессов взросления и социализации в условиях современного общества.
Copyright (c) 2022 Наталья Николаевна Королева, Ирина Марковна Богдановская, Анна Борисовна Углова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.