Российские и международные практики работы с образовательными запросами

  • Павел Давидович Рабинович Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-2287-7239
  • Михаил Эдуардович Кушнир Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0001-8632-5241
  • Кирилл Евгеньевич Заведенский Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0001-7379-4639
  • Лидия Владимировна Кремнева Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0003-4886-9023
  • Игорь Сергеевич Царьков Средняя общеобразовательная школа № 29 им. П. И. Забродина https://orcid.org/0000-0002-4947-5969
Ключевые слова: образовательный запрос, субъектность, антропопрактика, цифровая образовательная среда, персонализация образования, образовательная логистика, образовательная экосистема, инновационная деятельность

Аннотация

Введение. Ответ на вызовы современного массового запроса на персонализацию образования невозможен без конкретизации представлений, моделей и механизмов использования «образовательного запроса», который детерминируется региональной, культурной, социальной и исторической спецификой общества. Актуальность исследования состоит в необходимости уточнения понятия «образовательный запрос» для внедрения в практику механизмов персональной образовательной логистики, реализуемой в цифровой среде. Цель статьи – представить результаты анализа отечественных и международных трактовок понятия «образовательный запрос» (или эквивалент), практик его формирования и использования.
Материалы и методы. В ходе кабинетного исследования отечественных и зарубежных источников с глубиной поиска 5–8 лет анализировались понятия «образовательный запрос», «образовательная субъектность», «персонализация образования» и сходные с ними, соответствующие проблематике статьи отечественные и зарубежные научные школы и образовательные практики.
Результаты исследования. Выявлены и описаны особенности терминологии, связанной с персонализированным образованием. Введено предпонятие «образовательный запрос» через систему опорных принципов для формирования модели «образовательного запроса». Показано, что «образовательный запрос» реализуется в различных образовательных институциях. В цифровой образовательной среде «образовательный запрос» становится импульсом к переходу к персональной образовательной логистике.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие практик конструирования позиции участниками образовательной деятельности, в практики работы с «образовательным запросом», а также позволяют разработать механизмы перехода к персональной образовательной логистике и тем самым содействовать готовности системы образования к реализации персонализированного образования.

 

Биографии авторов

Павел Давидович Рабинович, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

заместитель директора Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), кандидат технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2287-7239, Scopus ID: 57188748346, Researcher ID: N-7024-2015, pavel@rabinovitch.ru

Михаил Эдуардович Кушнир, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

младший научный сотрудник Центра проектного и цифрового развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8632-5241, kushnir.me@gmail.com

Кирилл Евгеньевич Заведенский, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

заместитель директора Центра проектного и цифрового развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7379-4639, Scopus ID: 57197808231, kirillzav3@gmail.com

Лидия Владимировна Кремнева, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

младший научный сотрудник Центра проектного и цифрового развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4886-9023, Scopus ID: 57221378611, lika.chekalova@gmail.com

Игорь Сергеевич Царьков, Средняя общеобразовательная школа № 29 им. П. И. Забродина

председатель Центра научного творчества «Поиск» средней общеобразовательной школы № 29 им. П. И. Забродина (142117, Российская Федерация, г. Подольск, ул. Парковая, д. 16), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4947-5969, tsar@school29.ru

Опубликован
2021-12-21
Раздел
Международный опыт интеграции образования