Анализ динамики учебной деятельности первоклассников с интеллектуальными нарушениями

  • Алла Васильевна Закрепина Институт коррекционной педагогики Российской академии образования https://orcid.org/0000-0002-5757-2371
  • Татьяна Юрьевна Бутусова Институт коррекционной педагогики Российской академии образования https://orcid.org/0000-0002-8893-4275
  • Елена Александровна Кинаш Институт коррекционной педагогики Российской академии образования https://orcid.org/0000-0003-0747-9790
  • Алена Игоревна Камелькова Институт коррекционной педагогики Российской академии образования https://orcid.org/0000-0003-0767-7826
Ключевые слова: обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, возможности обучения, результаты учебной деятельности, адаптированные основные образовательные программы, коррекционное обучение

Аннотация

Введение. Рассматривается вопрос образовательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, актуальность которого диктуется поиском факторов эффективности учебного процесса. В теории и практике коррекционного обучения испытуемых большое внимание уделяется их учебным умениям, однако впервые исследуется наиболее значимые в динамике соотношения возможностей и достижений при овладении содержанием адаптированной программы обучения. Цель исследования – анализ возможностей обучения и результатов выполнения первоклассниками с интеллектуальными нарушениями учебных заданий по предметным областям адаптированных программ.
Материалы и методы. Выборка включала 95 первоклассников с интеллектуальными нарушениями. Для изучения возможностей обучения и результатов выполнения учебных заданий применялось стандартизированное наблюдение. С целью анализа результатов выполнения учебных заданий в соответствии с предметными областями адаптированных программ обучения было проведено педагогическое тестирование. При обработке результатов исследования использовались T-критерий Вилкоксона, корреляционный анализ по Спирмену, факторный анализ по методу главных компонент с последующим вращением матрицы по типу varimax-normalized, версия Statistica 10.
Результаты исследования. Выявлены статистически значимые различия в структуре корреляционных связей между возможностями обучения и результатами выполнения учебных заданий по предметным областям адаптированных программ на текущем и промежуточном срезах у испытуемых. Отмечена вариативность факторной структуры возможностей обучения и результатов выполнения учебных заданий по предметным областям. Обнаружены очевидные преимущества практико-ориентированных умений при выполнении предметных (изобразительная деятельность, музыка, ручной труд и др.) и вербальных заданий, что позволяет рассматривать значимость первых в обучении первоклассников с интеллектуальными нарушениями.
Обсуждение и заключение. Результаты эмпирического исследования вносят существенный вклад  в специальную педагогику, в ее методический ресурс, поскольку расширяют представления не только о возможностях и результатах обучения современных школьников с интеллектуальными нарушениями, но конкретизируют определяющие факторы динамики их учебной деятельности.

Биографии авторов

Алла Васильевна Закрепина, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Института коррекционной педагогики Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5757-2371, Scopus ID: 57205484762, Researcher ID: J-2047-2016, zakrepina@ikp.email

Татьяна Юрьевна Бутусова, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Института коррекционной педагогики Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8893-4275, Researcher ID: AAC-9446-2021, butusova@ikp.email

Елена Александровна Кинаш, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Института коррекционной педагогики Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0747-9790, kinash@ikp.email

Алена Игоревна Камелькова, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

младший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Института коррекционной педагогики Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0767-7826, Researcher ID: AAC-8917-2021, kamelkova@ikp.email

Опубликован
2022-06-24
Раздел
Психология образования