Дополнительное профессиональное образование как условие повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда

  • Галина Николаевна Тугускина Пензенский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-6400-3521
  • Лилия Валерьевна Рожкова Пензенский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-7058-4871
  • Людмила Ивановна Найденова Пензенский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-7386-3697
  • Вадим Николаевич Супиков Пензенский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-3624-3480
  • Шахрутдин Гаджиалиевич Сеидов Пензенский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-0869-9197
Ключевые слова: образование, дополнительное профессиональное образование, рынок труда, рынок образования, конкурентоспособность

Аннотация

Введение. Дополнительное профессиональное образование рассматривается в авторской интерпретации как система, включающая в себя требования внешней среды, личностные факторы мотивации обучения, результаты обучения и возможности их применения индивидами с целью сохранения своего профессионального статуса и расширения возможностей повышения конкурентоспособности на рынке труда. Несмотря на наличие исследований по данной проблематике, актуальным остается изучение влияния дополнительного профессионального образования на конкурентоспособность специалистов в современных постоянно изменяющихся социально- экономических условиях. Цель исследования – обоснование роли дополнительного образования в профессиональном развитии специалистов и повышении их конкурентоспособности на рынке труда.
Материалы и методы. В процессе исследования использованы статистические данные по непрерывному образованию, образовательной деятельности по программам профессионального обучения в России; представлен вторичный анализ данных социологических исследований; проанализированы данные авторских исследований, проведенных среди безработной молодежи (2018 г.), слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования (2021 г.) и преподавателей Пензенского государственного университета (2021 г.).
Результаты исследования. Предложена авторская структурная модель, отражающая дополнительное профессиональное образование с позиции личности как условие повышения конкурентоспособности на рынке труда. Представлены основные показатели системы дополнительного образования в России. Авторские исследования позволили получить новые данные об особенностях обучения, мотивах, целях и перспективах изменений в профессиональной сфере в срезе разных профессиональных и возрастных групп; выявлено влияние дополнительного образования на изменения компетенций после обучения; определено, что оно способствует повышению конкурентоспособности на рынке труда, но не является единственным фактором, ее определяющим. Исследования подтверждают вывод о том, что дополнительное профессиональное образование позволяет индивидам сохранить свой профессиональный статус и выступает одним из факторов, который обеспечивает конкурентоспособность индивидов на рынке труда посредством получения новых, обновления имеющихся знаний, умений, навыков.
Обсуждение и заключение. Изучение дополнительного профессионального образования как фактора, способствующего повышению конкурентоспособности специалистов на рынке труда, позволяет получить важные эмпирические результаты с целью адаптации системы профессионального образования к целям современного рынка труда. Материалы статьи могут быть использованы образовательными учреждениями для организации эффективной системы дополнительного профессионального образования. 

Биографии авторов

Галина Николаевна Тугускина, Пензенский государственный университет

профессор кафедры менеджмента и экономической безопасности Пензенского государственного университета (440000, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6400-3521, Scopus ID: 57209113587, Researcher ID: Y-6724-2019, galina066@mail.ru

Лилия Валерьевна Рожкова, Пензенский государственный университет

заведующий кафедрой экономической теории и международных отношений Пензенского государственного университета (440000, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), доктор социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7058-4871, Scopus ID: 56940529500, Researcher ID: M-2830-2016, mamaeva_lv@mail.ru

Людмила Ивановна Найденова, Пензенский государственный университет

профессор кафедры социологии и управления персоналом Пензенского государственного университета (440000, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), доктор социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7386-3697, Researcher ID: B-2992-2017, linajdenova@yandex.ru

Вадим Николаевич Супиков, Пензенский государственный университет

профессор кафедры государственного управления и социологии региона Пензенского государственного университета (440000, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), доктор социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3624-3480, Researcher ID: B-1098-2017, supikov.vadim@mail.ru

Шахрутдин Гаджиалиевич Сеидов, Пензенский государственный университет

профессор кафедры государственно-правовой дисциплины Пензенского государственного университета (440000, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), доктор политических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0869-9197, Researcher ID: B-1566-2017, tabaris@mail.ru

Опубликован
2022-03-18
Раздел
Академическая интеграция