Первичная профессионализация студентов-иностранцев: барьеры, стигматизация, адаптация

  • Елена Викторовна Тихонова МГИМО МИД России https://orcid.org/0000-0001-8252-6150
  • Марина Александровна Косычева Mосковский государственный университет пищевых производств https://orcid.org/0000-0003-0328-3109
  • Галина Ивановна Ефремова Российская академия образования https://orcid.org/0000-0002-4648-7104
Ключевые слова: социальная стигма, студенты-иностранцы, угроза социальной идентичности, дискриминация, профессиональная идентичность, первичная профессионализация, стигматизация первичной профессионализации

Аннотация

Введение. В контексте экспорта образования особую значимость приобретает выстраивание эффективной системы психологической адаптации студентов-иностранцев. В силу этнокультурной маркированности студенты-иностранцы ощущают себя стигматизированными меньшинствами в принимающем обществе. Негативные образы и стереотипы, соотносимые с группами меньшинств, провоцируют стабильно низкую самооценку у стигматизируемых. Поскольку самооценка выступает в качестве ключевого параметра профессиональной я-концепции, социальная стигмата и опыт переживания угрозы социальной идентичности способны активировать стигматизацию первичной профессионализации, кардинально снизив эффективность получаемого профессионального образования в университете. Цель исследования ‒ осветить феномен первичной профессионализации, выявить характер взаимосвязи между социальной стигмой студентов-иностранцев и их самооценкой и описать уровни первичной профессионализации.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 124 студента-иностранца, которым необходимо было ответить на вопросы краткой версии шкалы стигматизации и заполнить шкалу самооценки Розенберга, чтобы отследить наличие взаимозависимости между социальной стигмой и самооценкой. C целью выявления базовых барьеров первичной профессионализации и восприятия участниками своего стигматизированного статуса последним было предложено ответить на вопросы полуструктурированного интервью. Полученные результаты были валидированы техникой «критический инцидент». Оба этапа реализованы в формате работы в фокус-группах.
Результаты исследования. Установлена взаимосвязь между степенью выраженности социальной стигмы и самооценкой студентов-иностранцев. Категоризация полученных данных позволила авторам обосновать феномен стигматизации первичной профессионализации, систематизировать ее обуславливающие факторы и описать ее уровни.
Обсуждение и заключение. Несмотря на то, что социальная стигма уже не одно десятилетие привлекает активное внимание мировой науки, нам не удалось обнаружить целенаправленные исследования, посвященные первичной профессионализации в формате экспорта образования. Изучение факторов, влекущих формирование стигмы первичной профессионализации, понимание ее уровней позволят выстроить систему ее профилактики, оптимизировать систему адаптации студентов-иностранцев к реалиям образовательной системы принимающего вуза. Материалы статьи будут полезны администрации вузов для организации эффективной системы адаптации студентов-мигрантов, преподавателям, ведущим занятия в группах, где обучаются иностранные студенты.

 

Биографии авторов

Елена Викторовна Тихонова, МГИМО МИД России

доцент кафедры иностранных языков МГИМО МИД России (119454, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76), доцент кафедры иностранных языков Российского университета дружбы народов (117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), кандидат исторических наук, доцент, магистр психологии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8252-6150, Scopus ID: 57208387246, Researcher ID: B-1951-2015, etihonova@gmail.com

Марина Александровна Косычева, Mосковский государственный университет пищевых производств

доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации Mосковского государственного университета пищевых производств (125080, Российская Федерация, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11), кандидат филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0328-3109, Scopus ID: 57219614422, Researcher ID: ABB-3567-2020, kosychevama@mgupp.ru

Галина Ивановна Ефремова, Российская академия образования

начальник отдела координации деятельности по подготовке кадров высшей квалификации, руководитель учебного центра Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), доктор психологических наук, профессор, профессор РАО, член-корреспондент РАО, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4648-7104, Scopus ID: 56398147200, Researcher ID: AAJ-9514-2021, efremova_rao@mail.ru

Опубликован
2021-12-21
Раздел
Международный опыт интеграции образования