Особенности гражданской идентичности российских подростков (на примере отдыхающих в международном детском центре «Артек»)
Аннотация
Введение. Для российской психологии все острее встает проблема определения содержания гражданской идентичности и диагностики ее компонентов, понимание чего является необходимым условием для ее формирования в контексте ключевых задач российского образования. Актуальность исследования определяется общественной и научной значимостью проблемы формирования гражданской идентичности, так как уровень ее сформированности является основой дальнейшего развития России. Цель статьи – представить результаты эмпирического изучения особенностей гражданской идентичности современных российских подростков.
Материалы и методы. В эмпирической части исследования приняли участие 640 респондентов – подростков в возрасте 15–17 лет. С целью диагностики степени сформированности гражданской идентичности подростков и изучения ее структуры использовался авторский опросник «Профиль гражданской идентичности личности». Для анализа уровня сформированности и структуры гражданской идентичности подростков применялся комплекс методов математической обработки данных.
Результаты исследования. Проведенное исследование показало удовлетворительный уровень сформированности гражданской идентичности современных подростков. При этом наблюдалась определенная асинхронность в формировании различных компонентов гражданской идентичности. Изучение степени сформированности гражданской идентичности личности определило ее высокий уровень в исследуемой выборке. Анализ отдельных составляющих внутренней позиции личности как основы формирования гражданской идентичности свидетельствует, что у подростков в наибольшей степени развито ценностное отношение к себе. Ценность других подростками еще не осознается, при этом они признают ценность окружающей их действительности. Пол респондентов не оказывает значимого влияния ни на уровень сформированности гражданской идентичности, ни на составляющие внутренней позиции личности.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в развитие представлений о психологических компонентах гражданской идентичности и их сформированности у современных российских подростков. Материалы статьи могут быть использованы в прикладных разработках по формированию гражданской идентичности, при организации воспитательной работы школах, подготовке и переподготовке педагогических кадров, способных эффективно осуществлять воспитательную работу, направленную на формирование гражданской идентичности обучающегося.
Copyright (c) 2022 Елена Владимировна Беловол, Сергей Викторович Мелков, Татьяна Николаевна Сахарова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.