Взаимосвязь нейропсихологических и личностных факторов с выбором студентами социономической сферы стратегий принуждения или ненасилия

  • Владимир Георгиевич Маралов Череповецкий государственный университет http://orcid.org/0000-0002-9627-2304
  • Марина Александровна Кудака Череповецкий государственный университет https://orcid.org/0000-0003-0352-390X
  • Ольга Валериевна Смирнова Череповецкий государственный университет https://orcid.org/0000-0003-3659-1626
  • Вячеслав Алексеевич Ситаров Московский городской педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-8426-7487
  • Ирина Ивановна Корягина Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-7821-6819
  • Лариса Валерьевна Романюк Московский гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0003-2764-8205
Ключевые слова: принуждение, манипулирование, ненасилие, невмешательство, система активации поведения, система торможения поведения, моральная нормативность, пятифакторная модель личности

Аннотация

Введение. Актуальность проблемы обусловлена значимостью формирования способности к ненасильственному взаимодействию у студентов социономической (помогающей) сферы как важнейшей профессиональной компетенции, что предполагает изучение факторов и условий ее становления и развития. Цель исследования – выявление взаимосвязи нейропсихологических и личностных факторов с выбором студентами – будущими медиками, психологами, педагогами-психологами в процессе взаимодействия стратегий принуждения или ненасилия.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 334 студента российских вузов из Москвы, Череповца, Иванова. В качестве диагностического инструментария использовался авторский опросник на выявление у студентов позиций взаимодействия, опросник Карвера – Уайта в адаптации Г. Г. Князева, опросник диагностики пяти факторов личности в адаптации Л. Ф. Бурлачука и Д. К. Королева, шкала «Моральная нормативность» опросника «Адаптивность» Маклакова – Чермянина. Математическая обработка проводилась с использованием корреляционного анализа, применялся ранговый коэффициент корреляции Спирмена.
Результаты исследования. В результате исследования было установлено, что выбор студентами в процессе взаимодействия стратегии принуждения связан с высоким уровнем активации поведения, низкими уровнями доброжелательности, добросовестности и моральной нормативности. Выбор стратегии манипулирования коррелирует с высоким нейротизмом. Ненасилие обнаружило положительную связь с доброжелательностью, добросовестностью и моральной нормативностью, отрицательную – с нейротизмом. Невмешательство отрицательно коррелирует с системой активации поведения и положительно – с системой торможения поведения, а также с нейротизмом, интроверсией и закрытостью опыту, а также низкой добросовестностью.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят определенный вклад в понимание проблемы взаимосвязи выбора студентами в процессе взаимодействия стратегий принуждения или ненасилия с нейропсихологическими и личностными факторами, что дает возможность разрабатывать специальные программы, направленные одновременно и на обучение способам ненасильственного взаимодействия, и на развитие некоторых личностных качеств с учетом индивидуальной выраженности систем активации и торможения поведения.

 

Биографии авторов

Владимир Георгиевич Маралов, Череповецкий государственный университет

профессор кафедры психологии Череповецкого государственного университета (162600, Российская Федерация, г. Череповец, пр-т Луначарского, д. 5), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9627-2304, Scopus ID: 57128513900, Researcher ID: X-5925-2018, vgmaralov@yandex.ru

Марина Александровна Кудака, Череповецкий государственный университет

заведующий кафедрой психологии Череповецкого государственного университета (162600, Российская Федерация, г. Череповец, пр-т Луначарского, д. 5), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0352-390X, Scopus ID: 57204363267, Researcher ID: V-2277-2018, kydakam@mail.ru

Ольга Валериевна Смирнова, Череповецкий государственный университет

доцент кафедры психологии Череповецкого государственного университета (162600, Российская Федерация, г. Череповец, пр-т Луначарского, д. 5), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3659-1626, novale@inbox.ru

Вячеслав Алексеевич Ситаров, Московский городской педагогический университет

профессор департамента педагогики Московского городского педагогического университета (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8426-7487, Scopus ID: 6504289657, sitarov@mail.ru

Ирина Ивановна Корягина, Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации

доцент кафедры гуманитарных наук Ивановской государственной медицинской академии Министерства здравоохранения Российской Федерации (153012, Российская Федерация, г. Иваново, Шереметевский пр-т, д. 8), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7821-6819, Scopus ID: 57207467561, Researcher ID: G-9740-2019, koryaginairina@mail.ru

Лариса Валерьевна Романюк, Московский гуманитарный университет

профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета (111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2764-8205, Scopus ID: 57216297268, lora1408@mail.ru

Опубликован
2022-06-24
Раздел
Психология образования