Особенности проектирования технологического компонента интегрированной методической системы математической подготовки будущих инженеров

  • Михаил Алексеевич Родионов ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» http://orcid.org/0000-0003-2213-9997
  • Виктор Михайлович Федосеев ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» http://orcid.org/0000-0002-1249-7259
  • Жанна Дедовец Вест-Индский университет http://orcid.org/0000-0003-0368-202X
  • Геннадий Иванович Шабанов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» http://orcid.org/0000-0002-1764-9047
  • Ирина Викторовна Акимова ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» http://orcid.org/0000-0003-0900-4676
Ключевые слова: математическое образование инженера, интегрированное обучение, методическая система, интегрирующая структура, экспериментально-индуктивный метод, наглядность обучения

Аннотация

Введение. Написание статьи инициировано изменением требований к математической подготовке современного инженера. В соответствии с ними на передний план выдвигается интеграционная модель математической подготовки будущего инженера. Целью статьи является исследование особенностей проектирования технологического компонента методической системы обучения математике бакалавров, организованной на принципе интеграции их математической и инженерной подготовки. 
Материалы и методы. Материалами послужили научные труды по методологии инженерной деятельности и технических наук, исследования по теории и методике математического образования инженера, нормативные документы, специализированные методические разработки. Методологическую базу исследований составили современные концепции инженерного математического образования и методы научно-педагогических исследований: историко-педагогический, экспериментально-индуктивный, диалогического понимания, визуализации, педагогической интеграции, структурирования и генерализации. 
Результаты исследования. Раскрыта сущность интегрирования курса математики в систему инженерно-технического образования, обеспечиваемого такими методическими детерминантами, как сочетание формального и неформального в обучении, применение экспериментально-индуктивного метода, рациональная логика, обеспечение визуализации обучения. Эти направления апробированы в Пензенском технологическом и Пензенском государственном университетах и успешно зарекомендовали себя в учебном процессе. Рассмотрение вопросов преподавания математики в технических вузах целесообразно осуществлять в ракурсе интеграционной модели учебного процесса. В связи с этим актуализируется потребность в специальном согласовании методологии математики с методологией инженерной деятельности и технических наук. Авторами предлагается структурировать применяемые подходы и выделить интегрирующие направления методической работы, ориентированные на конкретные инженерные специальности. При этом известные методические положения получают новую качественную интерпретацию, адекватную специфике инженерной деятельности. 
Обсуждение и заключения. Статья предназначена для ученых в области профессионального образования и предметных методик, преподавателей математики на инженерных специальностях вузов, а также для учителей математики профильных классов.

Биографии авторов

Михаил Алексеевич Родионов, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

заведующий кафедрой информатики и методики обучения информатике и математике ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2213-9997, Researcher ID: C-1509-2017do7tor@mail.ru

Виктор Михайлович Федосеев, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»

доцент кафедры математики ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» (440039, Россия, г. Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, д. 1а/11), кандидат технических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1249-7259fedoseev_vik@mail.ru

Жанна Дедовец, Вест-Индский университет

лектор кафедры школьного образования Вест-Индского университета (Сейнт Огастин Кампус, Сент Огастин, Университи драйв, 1, Тринидад и Тобаго), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0368-202Xzhanna.dedvets@sta.uwi.edu

Геннадий Иванович Шабанов, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

профессор кафедры систем автоматизированного проектирования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1764-9047, Researcher ID: C-1752-2017shabanovgi@mail.ru

Ирина Викторовна Акимова, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

доцент кафедры информатики и методики обучения информатике и математике ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID:http://orcid.org/0000-0003-0900-4676, Researcher ID: K-6733-2015ulrih@list.ru

Опубликован
2018-06-29
Раздел
Академическая интеграция