Высококачественные публикации в России: обзор литературы об инструментах влияния на преподавателей университетов

  • Maya Rumenova Lambovska Университет национального и мирового хозяйства https://orcid.org/0000-0003-3285-3051
  • Lilia Klimentovna Raitskaya Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации https://orcid.org/0000-0003-2086-6090
Ключевые слова: управление исследованиями, стейкхолдер, особенности потенциала, исследователи, Россия, научные публикации, Scopus, Web of Science

Аннотация

Введение. В условиях усиления роли университетской науки в России особое значение уделяется повышению качества научных публикаций российских преподавателей университетов в ведущих международных и российских журналах. Для понимания направления научного дискурса по указанной проблематике авторами были изучены научные публикации, рассматривающие инструменты влияния на российских преподавателей университетов и исследователей для увеличения публикаций в журналах, индексируемых Scopus или Web of Science.
Материалы и методы. В обзор вошли статьи, найденные до 2022 г. в базах данных Scopus или Web of Science. Применялись систематический подход, основанный на рекомендациях PRISMA, и метод качественного контент-анализа. Выборка обзора охватывала 14 статей.
Результаты исследования. Результаты показали, что тема исследования находится на ранней стадии разработки, хотя интерес к ней возрастает. Выявлены три стейкхолдера по теме – исследователь, государственные органы и руководство университета. Наиболее упоминаемыми инструментами влияния были: для стейкхолдера «исследователь» – пристрастие к научной работе и участие в научных проектах, для стейкхолдера «государственные органы» – гранты и давление государственной политики, для стейкхолдера «руководство университета» – внедрение рейтинговой системы/наукометрии, инициирование поощрительных выплат, поддержка сотрудничества и стимулирование соревнований. В ходе анализа научной литературы были определены основные недостатки системы влияния на российских исследователей: бюрократическое управление, скудное финансирование, принуждение к публикации, академический капитализм и ограничение академических свобод. Большинство авторов обзорной выборки исследования отметили, что ряд инструментов влияния на российских исследователей необходимо совершенствовать или заменить.
Обсуждение и заключение. Обзор способствует совершенствованию управления наукой в России, выявляя инструменты влияния на российских исследователей для увеличения высококачественных публикаций, недостатки системы и рекомендации по их преодолению.

Биографии авторов

Maya Rumenova Lambovska, Университет национального и мирового хозяйства

профессор кафедры менеджмента Университета национального и мирового хозяйства (1700, Болгария, г. София, Студенческий городок «Христо Ботев»), доктор наук (менеджмент), кандидат наук (менеджмент), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3285-3051, Scopus ID: 55308087500, Researcher ID: I-7986-2016, mlambovska@abv.bg

Lilia Klimentovna Raitskaya, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

профессор кафедры педагогики и психологии, советник ректора Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (119454, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76), доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2086-6090, Scopus ID: 57208394639, Researcher ID: F-2448-2017, L.Raitskaya@mail.ru

Опубликован
2022-06-24
Раздел
Академическая интеграция