Реализация китайско-российских образовательных программ подготовки инженеров для КНР

  • Нина Леонидовна Федотова ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-3470-0262
  • Елена Борисовна Соловьева ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина)» https://orcid.org/0000-0001-8204-6632
  • Виктор Борисович Второв ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина)» https://orcid.org/0000-0002-9929-0655
  • Людмила Гиеновна Юн Фуданьский университет https://orcid.org/0000-0002-0650-9532
Ключевые слова: совместная программа, обучение, китайский студент, инженерная специальность, русский язык как иностранный, анкетирование

Аннотация

 Введение. Актуальность исследования определяется постепенным расширением контактов Китая и России в образовательной сфере и необходимостью усовершенствования национальных систем образования. Цель статьи – выявить методические проблемы в организации китайско-российских образовательных программ подготовки инженерных кадров для Китая и предложить оптимальное решение этих проблем.
Материалы и методы. С целью рассмотрения проблем организации учебного процесса в рамках китайско-российских образовательных программ мы использовали эмпирические методы: описание, контент-анализ, сравнение и синтез. Проведено анкетирование преподавателей и студентов. Были опрошены студенты и преподаватели, принимавшие участие в совместной программе Санкт-Петербургского электротехнического университета и Сюйчжоуского технологического университета. В анкетировании также принимали участие преподаватели и студенты Цзянсуского педагогического университета.
Результаты исследования. Предложены рекомендации по разработке совместных программ, цель которых – подготовка высококвалифицированных инженеров для Китайской Народной  Республики. Данные рекомендации будут способствовать оптимизации учебного процесса, повышению качества профессиональной подготовки китайских студентов и их уровня владения русским языком. На основе полученных результатов доказано, что для повышения качества подготовки китайских инженеров, получающих два диплома, необходимо учитывать мотивы китайских учащихся, их когнитивный стиль усвоения учебного материла, используемые учебные стратегии и национальные особенности китайской системы образования.
Обсуждение и заключение. Данная проблематика может получить свое развитие в дальнейшем исследовании факторов, влияющих на повышение академической мобильности китайских студентов, что должно способствовать расширению сотрудничества высших учебных заведений Китая и России. Результаты этого исследования могут быть полезны преподавателям, участвующим в совместных международных образовательных программах. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы при создании учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному и языку специальности, в том числе и цифровых, которые соответствуют потребностям студентов и позволяют повысить эффективность учебного процесса в целом.

Биографии авторов

Нина Леонидовна Федотова, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9), доктор педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3470-0262, Scopus ID: 57205366101, Researcher ID: C-1277-2016, n.fedotova@spbu.ru

Елена Борисовна Соловьева, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина)»

заведующий кафедрой теоретической электротехники ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина)» (197376, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, д. 5), доктор технических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8204-6632, Scopus ID: 14067850300, Researcher ID: S-9287-2018, ebsoloveva@etu.ru

Виктор Борисович Второв, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина)»

доцент кафедры систем автоматического управления ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина)» (197376, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, д. 5), кандидат технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9929-0655, Researcher ID: G-7388-2019, victor_vtorov@mail.ru

Людмила Гиеновна Юн, Фуданьский университет

преподаватель кафедры русского языка и литературы Фуданьского университета (200433, Китай, г. Шанхай, ул. Ханьдань, д. 220), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0650-9532, Researcher ID: G-6730-2019, lyun@mail.ru

Литература

Chan S. The Chinese Learner – A Question of Style // Education & Training. 1999. Vol. 41, No. 6-7. Pp. 294–304. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ590760 (дата обращения: 01.03.2019).

Лю Цянь. Роль уроков устной русской речи в курсе русского языка как иностранного // Наука и школа. 2013. № 1. С. 81–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19030174 (дата обращения: 01.03.2019).

Studies or Leisure?: A Cross-Cultural Comparison of Taiwanese and Norwegian Engineering Students’ Preferences for University Life / H.-L. Jian [et al.] // International Journal of Engineering Education. 2010. Vol. 26, No. 1. Pp. 227–235. URL: https://oda-hioa.archive.knowledgearc.net/handle/10642/490 (дата обращения: 01.03.2019).

Toward Harmonious East–West Educational Partnerships: A Study of Cultural Differences between Taiwanese and Norwegian Engineering Students / H.-L. Jian [et al.] // Asia Pacific Education Review. 2010. Vol. 11, No. 4. Pp. 585–595. DOI: 10.1007/s12564-010-9114-0

Sandnes F. E., Huang Y.-P., Jian H.-L. Experiences of Teaching Engineering Students in Taiwan from a Western Perspective // European Journal of Engineering Education. 2006. Vol. 22, No. 5. Pp. 1013–1022. URL: https://www.ijee.ie/articles/Vol22-5/13_ijee1795.pdf (дата обращения: 01.03.2019).

Gieve S., Clark R. The Chinese Approach to Learning: Cultural Trait or Situated Response? The Case of a Self-Directed Learning Program // System. 2005. Vol. 33, Issue 2. Pp. 261–276. DOI: 10.1016/j.system.2004.09.015

Kennedy P. Learning Cultures and Learning Styles: Myth Understandings about Adult (Hong Kong) Chinese Learners // International Journal of Lifelong Education. 2002. Vol. 21, Issue 5. Pp. 430–445. DOI: 10.1080/02601370210156745

Юн Л. Г. Система упражнений для обучения китайских студентов инженерного профиля общему владению русским языком и языку специальности // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 1. С. 322–330. DOI: 10.24411/2309-4370-2019-11319

Люй Вэньхуа. Содержание и структура учебника русского языка как иностранного для филологических вузов Китая // Аспирант и соискатель. 2004. № 3 (22). С. 80–81.

Гуйчжи Д. Некоторые особенности обучения русскому языку в китайской аудитории в свете психолингвистики // Русский язык за рубежом. 2011. № 4 (227). С. 40–42. URL: https://clck.ru/FUHip (дата обращения: 01.03.2019).

Дай Хуэй. О преподавании русского языка в Китае: проблемы и перспективы // Русский язык за рубежом. Специальный выпуск. Русистика Китая. 2017. С. 8–10.

Мартынова М. А., Юн Л. Г. К поиску путей адаптации китайских студентов к российским условиям обучения в рамках совместных программ (лингвосоциокультурный аспект) // Вестник Российского нового университета. Сер.: Человек в современном мире. 2019. Вып. 1. С. 125–133. DOI: 10.25586/RNU.V925X.19.01.P.126

Felder R. M., Brent R. Teaching and Learning STEM: A Practical Guide, Sect. 3.6.4. San Francisco: Jossey-Bass; 2016. 336 p. URL: https://www.wiley.com/en-us/Teaching+and+Learning+STEM%3A+A+Practical+Guide-p-9781118925812 (дата обращения: 01.03.2019).

Abuso F. A. Reforming Instructional Practices via Interactive Engagement, Deliberate Practice and Coaching in Professional Education Courses // American Journal of Educational Research. 2017. Vol. 5, No. 9. Pp. 959–964. DOI: 10.12691/education-5-9-5

Ellis Nick C. Frequency Effects in Language Processing. A Review with Implications for Theories of Implicit and Explicit Language Acquisition. Studies in Second Language Acquisition (SSLA). 2002. Vol. 24, Issue 2. Pp. 143–188. (In Eng.) DOI: 10.1017.S027226310 2002024

Сяося Ло. Методика обучения русскому языку в Китае (история и перспективы) // Педагогическое

обозрение. 2015. Вып. 2 (8). C. 18–22. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2015&issue=2&article_id=5237 (дата обращения: 26.03.2019).

Вэй Чжан, Лазарева Е. В. Обучение русскому языку в Китае: опыт факультета русского языка Цзилиньского института иностранных языков Хуацяо // Русский язык за рубежом. 2012. № 6 (235). С. 108–114. URL: https://clck.ru/FUJHm (дата обращения: 26.03.2019).

Ibbotson M. Professional English in Use Engineering With Answers: Technical English for Professionals. Cambridge: Cambridge University Press; 2009. 144 p.

Parkinson J., Adendorff R. The Use of Popular Science Articles in Teaching Scientific Literacy // English for Specific Purposes. 2004. Vol. 23, Issue 4. Pp. 379–396. DOI: 10.1016/j.esp.2003.1 1.005

Luce P. A. A Computational Analysis of Uniqueness Points in Auditory Word Recognition // Perception and Psychophysics. 1986. Vol. 39, Issue 3. Pp. 155–158. URL: https://link.springer.com/article/10.3758/BF03212485 (дата обращения: 01.03.2019).

Savin H. B. Word-Frequency Effects and Errors in the Perception of Speech // Journal of the Acoustic Society of America. 1963. Vol. 35, Issue 2. Pp. 200–206. DOI: 10.1121/1.1918432

Бобрышева И. Б. Культурный и социальный аспекты стиля учебно-познавательной деятельности этногруппы учащихся [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2010. Вып. 1. URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/274-article_35-7.html (дата обращения: 01.03.2019).

Чжао Юйцзян. Учет этнопсихологических особенностей китайских учащихся в национально-ориентированных тестах по русскому языку // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2007. № 1. С. 113–115.

Felder R. M., Brent R. Effective Teaching: A Workshop. Purdue University, February 28–March 1, 2017. Available at: https://engineering.purdue.edu/Engr/AboutUs/Administration/AcademicAffairs/Resources/Teaching/effective-teaching.pdf (дата обращения: 01.03.2019).

Опубликован
2019-06-06
Раздел
Международный опыт интеграции образования