Пост-эффекты пандемии COVID-19: удовлетворенность иностранных студентов дистанционным обучением в российских вузах

  • Владимир Викторович Бондаренко Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ https://orcid.org/0000-0002-6716-1963
  • Сергей Викторович Полутин МГУ им. Н. П. Огарёва https://orcid.org/0000-0003-0399-4154
  • Мария Алексеевна Танина Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ https://orcid.org/0000-0001-7311-6280
  • Вера Александровна Юдина Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ https://orcid.org/0000-0001-9835-9430
Ключевые слова: удовлетворенность иностранных студентов, цифровое обучение, дистанционные образовательные технологии, онлайн-формат, российский вуз

Аннотация

Введение. Численность и доля иностранных студентов в российских вузах непрерывно возрастает на протяжении последнего десятилетия. Актуальная задача для вузов - разработка комплекса мероприятий по адаптации иностранных студентов к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии COVID-19 и в дальнейшем. Разработка данных мероприятий возможна на основе применения инструментов мониторинга мнений иностранных студентов, позволяющих своевременно выявить проблемные зоны в их адаптации к дистанционному формату обучения. Цель статьи – представить результаты исследования удовлетворенности иностранных обучающихся российских вузов параметрами дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 и разработки адаптационных мероприятий.
Материалы и методы. Для определения оценки удовлетворенности дистанционным обучением были опрошены 760 иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. С целью интерпретации и обобщения результатов проведенного опроса применялся метод индукции. Мониторинг осуществлялся с учетом методических подходов к проведению исследования, разработанных с участием научно-учебной лаборатории Пензенского филиала Финансового университета «Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом пространстве» (приказ от 28.05.2021 г. № 1216/0).
Результаты исследования. В результате социологического опроса студентов-иностранцев в области удовлетворенности дистанционным форматом обучения были выявлены следующие проблемные области: дефицит очного общения с сокурсниками и преподавателями, трудности восприятия интерфейса программ, образовательных платформ и порталов, самоорганизация и вовлеченность в учебный процесс. Однако большинство иностранных обучающихся отмечает преимущества дистанционного обучения: легче посещать занятия, возможность многократно просматривать учебные материалы в удобное время, больше времени на хобби и близких и др. Были разработаны практико-ориентированные рекомендации в области цифровых компетенций, технологических и ресурсных возможностей, организационной и психологической адаптации иностранных студентов в российских вузах.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят теоретический и практический вклад в развитие научно обоснованных подходов и методологического инструментария для изучения уровня удовлетворенности иностранных студентов параметрами дистанционного формата обучения в российских университетах. Материалы статьи будут полезны ученым и исследователям, занимающимся подобными проблемами, а также федеральным и региональным правительствам, министерствам образования, вузам при разработке программ совершенствования дистанционного формата обучения иностранных граждан.

 

Биографии авторов

Владимир Викторович Бондаренко, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

профессор кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6716-1963, Scopus ID: 57211802151, bond40@bk.ru

Сергей Викторович Полутин, МГУ им. Н. П. Огарёва

директор НИИ регионологии, заведующий кафедрой социологии и социальной работы МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор социологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0399-4154, Scopus ID: 57215972235, Researcher ID: A-9592-2017, polutin.sergei@yandex.ru

Мария Алексеевна Танина, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7311-6280, Scopus ID: 57211810144, Researcher ID: E-7224-2018, margo10@inbox.ru

Вера Александровна Юдина, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

заведующий кафедрой менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9835-9430, Scopus ID: 57211803103, Researcher ID: E-4558-2018, vayudina@fa.ru

Опубликован
2022-12-15
Раздел
Исследовательская статья