Пост-эффекты пандемии COVID-19: удовлетворенность иностранных студентов дистанционным обучением в российских вузах
Аннотация
Введение. Численность и доля иностранных студентов в российских вузах непрерывно возрастает на протяжении последнего десятилетия. Актуальная задача для вузов - разработка комплекса мероприятий по адаптации иностранных студентов к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии COVID-19 и в дальнейшем. Разработка данных мероприятий возможна на основе применения инструментов мониторинга мнений иностранных студентов, позволяющих своевременно выявить проблемные зоны в их адаптации к дистанционному формату обучения. Цель статьи – представить результаты исследования удовлетворенности иностранных обучающихся российских вузов параметрами дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 и разработки адаптационных мероприятий.
Материалы и методы. Для определения оценки удовлетворенности дистанционным обучением были опрошены 760 иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. С целью интерпретации и обобщения результатов проведенного опроса применялся метод индукции. Мониторинг осуществлялся с учетом методических подходов к проведению исследования, разработанных с участием научно-учебной лаборатории Пензенского филиала Финансового университета «Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом пространстве» (приказ от 28.05.2021 г. № 1216/0).
Результаты исследования. В результате социологического опроса студентов-иностранцев в области удовлетворенности дистанционным форматом обучения были выявлены следующие проблемные области: дефицит очного общения с сокурсниками и преподавателями, трудности восприятия интерфейса программ, образовательных платформ и порталов, самоорганизация и вовлеченность в учебный процесс. Однако большинство иностранных обучающихся отмечает преимущества дистанционного обучения: легче посещать занятия, возможность многократно просматривать учебные материалы в удобное время, больше времени на хобби и близких и др. Были разработаны практико-ориентированные рекомендации в области цифровых компетенций, технологических и ресурсных возможностей, организационной и психологической адаптации иностранных студентов в российских вузах.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят теоретический и практический вклад в развитие научно обоснованных подходов и методологического инструментария для изучения уровня удовлетворенности иностранных студентов параметрами дистанционного формата обучения в российских университетах. Материалы статьи будут полезны ученым и исследователям, занимающимся подобными проблемами, а также федеральным и региональным правительствам, министерствам образования, вузам при разработке программ совершенствования дистанционного формата обучения иностранных граждан.
Copyright (c) 2022 Владимир Викторович Бондаренко, Сергей Викторович Полутин, Мария Алексеевна Танина, Вера Александровна Юдина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.