Индикаторы взаимосвязи системы образования и рынка труда: разработка и апробация

  • Ирина Сергеевна Степусь Петрозаводский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-5070-0273
  • Александр Олегович Аверьянов Петрозаводский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-2884-8110
  • Валерий Алексеевич Гуртов Петрозаводский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-2442-7389
Ключевые слова: система образования, рынок труда, типология регионов, потенциал системы образования, обеспеченность рынка труда, выпускники школ, вузов и профессиональных образовательных организаций

Аннотация

Введение. Обеспечение согласованности региональных систем профессионального образования с запросами рынка труда является государственной задачей стратегической важности. Это обуславливает необходимость разработки методического инструментария, позволяющего оперативно проводить объективную оценку текущего состояния региональных образовательных систем в контексте их взаимодействия с рынками труда регионов. Цель статьи – представить результаты исследования по разработке индикаторов взаимосвязи системы образования и рынка труда и апробации расчета этих индикаторов на российских регионах.
Материалы и методы. Методология исследования включает обоснование, разработку и формализацию индикаторов взаимосвязи системы образования и рынка труда. Первый индикатор характеризует потенциальную возможность региональной системы профессионального образования по обеспечению мест для приема собственных выпускников 9 и 11-х классов школ. Второй индикатор оценивает обеспеченность регионального рынка труда выпускниками региональной системы профессионального образования. Для расчета предложенных индикаторов используются данные официальной статистической отчетности.
Результаты исследования. В ходе исследования с использованием данных статистики за 2020 г. проведен расчет предложенных индикаторов для всех российских субъектов. На основе кластерного анализа расчетных значений индикаторов проведена типологизация российских регионов, в ходе которой выделено пять типов устойчивых объединений регионов с однородными характеристиками: «обеспеченность ниже среднего – средний потенциал», «обеспеченность выше среднего – средний потенциал», «низкая обеспеченность – низкий потенциал», «высокая обеспеченность – потенциал ниже среднего», «обеспеченность средняя – высокий потенциал». Выявлены сильные и слабые стороны региональных образовательных систем, в том числе в контексте их взаимодействия с рынками труда регионов.
Обсуждение и заключение. Разработанные индикаторы позволяют провести оперативную оценку потенциальных возможностей регионов по обеспечению выпускников школ профессиональным образованием, а также кадровой потребности экономики выпускниками вузов и профессиональных образовательных организаций. Результаты исследования будут полезны исполнительным органам государственной власти при разработке рекомендаций по приведению систем образования в соответствие с приоритетами развития регионов, укреплению и развитию региональных образовательных систем.

 

Биографии авторов

Ирина Сергеевна Степусь, Петрозаводский государственный университет

начальник отдела прогнозирования Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета (185910, Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр-т Ленина, д. 33), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5070-0273, Scopus ID: 57197761821, Researcher ID: H-1098-2016, stepus@petrsu.ru

Александр Олегович Аверьянов, Петрозаводский государственный университет

ведущий специалист отдела прогнозирования Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета (185910, Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр-т Ленина, д. 33), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2884-8110, Scopus ID: 57223919786, Researcher ID: AGK-3166-2022, aver@petrsu.ru

Валерий Алексеевич Гуртов, Петрозаводский государственный университет

директор Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета (185910, Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр-т Ленина, д. 33), доктор физико-математических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2442-7389, Scopus ID: 57196059838, Researcher ID: D-5286-2015, vgurt@petrsu.ru

Опубликован
2022-12-15
Раздел
Модернизация образования