Создание проектно-деятельностной образовательной среды для инновационной подготовки будущих инженеров

Ключевые слова: инновационная инженерная деятельность, компетентность в инновационной инженерной деятельности, образовательная среда, методическая система, методика, проектное обучение

Аннотация

Введение. Обучение студентов инновационной инженерной деятельности – одна из приоритетных задач инженерного университета. Однако пока все существующие подходы к ее решению предусматривают изменения в учебных планах направлений подготовки. Цель исследования – обоснование и разработка методической системы обучения будущих инженеров инновационной инженерной деятельности в образовательной среде.
Материалы и методы. Применялась методология инновационного инженерного образования, средового, проектного, конвергентного и других подходов. Количественная оценка уровня сформированности инновационных компетенций осуществлялась в ходе обучающего сравнительного эксперимента по среднему показателю динамических рядов. Для оценки статистической значимости данных использовался критерий Пирсона.
Результаты исследования. Обоснована возможность подготовки будущих инженеров к инновационной инженерной деятельности в ходе комплексного курсового проектирования по общетехническим дисциплинам без нарушения учебного плана. Для создания условий такой подготовки предложена проектно-деятельностная образовательная среда, объединяющая в систему все имеющиеся в вузе ресурсы и обеспечивающая их взаимодействие на основе конвергентного подхода, связанного с приближением и взаимопроникновением научно-педагогического и информационно-технологического знания. Разработана методическая система инновационной подготовки будущих инженеров в этой среде, включающая концептуально-целевой, содержательный, процессуально-технологический и рефлексивный компоненты, реализуемая в рамках деловой игры.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие средового подхода к обучению в части проектирования новых образовательных сред, теории и методики обучения техническим дисциплинам, а также проектного обучения – в части их направленности на инновационную подготовку студентов.

Биографии авторов

Николай Иванович Наумкин, МГУ им. Н. П. Огарёва

доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры мобильных энергетических средств и сельскохозяйственных машин имени профессора А. И. Лещанкина МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1109-5370, Scopus ID: 56003962600, Researcher ID: L-4643-2018naumn@yandex.ru

Дмитрий Евгеньевич Глушко, МГУ им. Н. П. Огарёва

кандидат педагогических наук, ректор, доцент кафедры мобильных энергетических средств и сельскохозяйственных машин имени профессора А. И. Лещанкина МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4321-4191rector@adm.mrsu.ru

Владимир Федорович Купряшкин, МГУ им. Н. П. Огарёва

кандидат технических наук, заведующий кафедрой мобильных энергетических средств и сельскохозяйственных машин имени профессора А. И. Лещанкина МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7512-509X, Scopus ID: 57191539821, Researcher ID: L-5153-2018kupwf@mail.ru

Зульфия Хабибулловна Абушаева, МГУ им. Н. П. Огарёва

аспирант кафедры мобильных энергетических средств и сельскохозяйственных машин имени профессора А. И. Лещанкина МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6739-6853zulfiya_mrsu@mail.ru

Опубликован
2024-07-09
Раздел
Модернизация образования