Особенности формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности: оценка результативности профессиональных вступительных испытаний

  • Татьяна Владимировна Павленко Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0009-0004-5802-4264
  • Ирина Юрьевна Пушкарёва Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0009-0008-6344-1694
  • Анна Шиль Бременский университет https://orcid.org/0009-0004-6028-2414
  • Виталий Сергеевич Елагин Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0009-0004-5277-7716
  • Елена Александровна Пушкарева Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-1857-6783
Ключевые слова: творческая деятельность, подготовка творческой личности, процесс художественной деятельности, творческие навыки школьников, подготовка старших школьников, художественное творчество, профессиональное испытание

Аннотация

Введение. В настоящее время проблема формирования творческих навыков личности в процессе художественной деятельности является объективно востребованной, активно изучается в современной педагогической науке. Актуальность исследования обусловлена вызовами быстро изменяющейся действительности, способствующей становлению информационного технологически развивающегося общества, предъявляющего новые требования к формированию творческой личности, навыков художественно-творческого мышления. Цель исследования – определить психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности и оценить степень их готовности к творческой деятельности на основе профессиональных вступительных испытаний.
Материалы и методы. Важным основанием проводимого педагогического исследования является методология личностно-деятельностного подхода, в рамках которого творческая деятельность определяется как одна из ведущих. Данное исследование осуществлялось в период с 2021 по 2023 гг. в логике педагогического эксперимента на базе Детской академии художественного творчества и дизайна. Выборку составили 155 школьников, обучающихся по различным направлениям художественно-творческой деятельности.
Результаты исследования. В настоящее время на фоне информационного развития процессы подготовки творческой личности претерпевают изменения и обуславливаются необходимостью формирования соответствующего мышления. Обоснована важность целенаправленного развития творческой активности личности уже со школьных лет. Определены основные и дополнительные психолого-педагогические условия формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности. Показана специфика подготовки старших школьников в Детской академии художественного творчества и дизайна по специальным художественным дисциплинам; обозначены результаты оценки на основе обобщения данных вступительного профессионального испытания в вуз по дисциплинам художественной направленности (рисунок, живопись).
Обсуждение и заключение. Настоящее исследование вносит вклад в развитие педагогического знания в области создания педагогических условий для формирования готовности личности к творческой дея- тельности. Материалы статьи могут быть полезны всем интересующимся вопросами исследования теоретических и практических аспектов формирования творческих навыков школьников в процессе художественной деятельности.

 

Биографии авторов

Татьяна Владимировна Павленко, Новосибирский государственный педагогический университет

руководитель Детской академии художественного творчества и дизайна Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5802-4264tvpavlenko@mail.ru

Ирина Юрьевна Пушкарёва, Новосибирский государственный педагогический университет

магистрант Института непрерывного образования, старший лаборант Детской академии художественного творчества и дизайна Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0009-0008-6344-1694irina.phr@mail.ru

Анна Шиль, Бременский университет

магистрант Бременского университета (28359, Германия, г. Бремен, Библиотекштрассе, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-6028-2414schillanna1986@gmail.com

Виталий Сергеевич Елагин, Новосибирский государственный педагогический университет

директор Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-5277-7716ii.elagin@yandex.ru

Елена Александровна Пушкарева, Новосибирский государственный педагогический университет

доктор философских наук, профессор кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1857-6783pushkarev73@mail.ru

Опубликован
2024-07-09
Раздел
Академическая интеграция