Тенденции международной образовательной миграции (на примере Финляндии)

  • Вадим Стриелковски Пражский институт повышения квалификации https://orcid.org/0000-0001-6113-3841
  • Людмила Сергеевна Киселева ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» https://orcid.org/0000-0002-8980-2821
  • Анна Юрьевна Синёва ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» https://orcid.org/0000-0001-8188-9902
Ключевые слова: образовательная миграция, драйверы миграции, система образования в Финляндии, эффект миграции, онлайн-анкетирование, географическая близость

Аннотация

Введение. Образовательные иммигранты являются наиболее привлекательной категорией иммигрантов в связи с их высокой адаптивностью к рынкам труда в стране получения образования. Цель статьи – изучение современных тенденций образовательной миграции, а также выявление факторов, привлекающих и удерживающих учебных иммигрантов в принимающей стране.
Материалы и методы. Использовались методы традиционного анализа: осмысление и интерпретация содержания документов, методы графического представления данных, анализ российской и зарубежной научной литературы, метод сопоставления российской и зарубежной теории и практики. Эмпирическая база исследования включает результаты дистанционного онлайн-анкетирования посредством приложения Google Forms. Выборка представлена респондентами, проживающими в Санкт-Петербурге и указывающими в своем профиле социальной сети «ВКонтакте» обучение в Финляндии.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что Финляндия проводит успешную планомерную и системную национальную политику по привлечению образовательных иммигрантов, призванную компенсировать неблагоприятную социально-демографическую ситуацию в стране. За последние десять лет обозначилась тенденция увеличения количества образовательных иммигрантов из азиатских стран. Большинство иностранных студентов обучаются по программам бакалавриата политехнических университетов и программам магистратуры классических университетов. По всем направлениям обучения в Финляндии наблюдается значительное преобладание иммигрантов-девушек.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты представляют практический интерес для российских правительственных структур, ответственных за разработку стратегических ориентиров иммиграционной образовательной политики, а также для организаций, ответственных за развитие межгосударственного сотрудничества в сфере образования и науки. Руководители и сотрудники департаментов международного сотрудничества высших учебных заведений, занимающиеся вопросами социальной адаптации образовательных иммигрантов, могут принять во внимание выявленные трудности студентов в адаптации. Результаты исследования также заинтересуют представителей научного сообщества по вопросам образовательной миграции.

Биографии авторов

Вадим Стриелковски, Пражский институт повышения квалификации

старший научный сотрудник Кембриджского института повышения квалификации (CB1 1AH, Великобритания, г. Кембридж, Кинг-стрит, д. 23), профессор Пражской бизнес-школы, директор Пражского института повышения квалификации (15200, Чехия, г. Прага 5, ул. Верихова, д. 145/29), доктор философии, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6113-3841, Scopus ID: 36620065300, Researcher ID: J-6112-2017, strielkowski@pbs-education.cz

Людмила Сергеевна Киселева, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

доцент кафедры социального управления ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8980-2821, Scopus ID: 56677513700, Researcher ID: V-7287-2017, kiseleva-l@mail.ru

Анна Юрьевна Синёва, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

аспирант факультета географии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8188-9902, annsinyova@gmail.com

Опубликован
2020-03-16
Раздел
Международный опыт интеграции образования