Отношение учителей к инклюзивному образованию в Казахстане
Аннотация
Введение. Включение учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные школы является одним из актуальных и важных вопросов, стоящих перед сообществом образования на национальном и международном уровне. Положительное отношение учителей к инклюзивному образованию выступает одним из факторов его эффективной реализации. Целью данного исследования было изучение отношения учителей к инклюзивному образованию в Республике Казахстан и определение факторов, влияющих на их позитивно е отношение к инклюзии.
Материалы и методы. Выборка состояла из 416 педагогов общеобразовательных школ Павлодарской области Республики Казахстан. В исследовании был использован опросник шкалы чувств, отношения и опасений по поводу инклюзивного образования (SACIE-R). Для обработки результатов исследования применялись методы непараметрической статистики (коэффициент корреляции Спирмена) и множественный регрессионный анализ.
Результаты исследования. По итогам проведенного исследования выявлено общее нейтральное отношение учителей к процессу включения исследуемых учащихся в педагогический процесс. Опыт взаимодействия учителей с людьми с особыми образовательными потребностями не способствует формированию их позитивного отношения к инклюзии. Педагоги-мужчины, работающие в сельских школах и уверенные в обучении детей с особыми образовательными потребностями, более положительно настроены к инклюзии. Анализ ответов респондентов свидетельствует о неготовности педагогов к реализации инклюзивного образования и необходимости специальной подготовки педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии.
Обсуждение и заключение. Перспективы исследования заключаются в дальнейшем изучении отношения педагогов (предметников, специальных педагогов, педагогов психолого-педагогического сопровождения) к инклюзии в стране, влияния специальной подготовки на отношение педагогов к инклюзии. Материалы статьи будут полезны исследователям, интересующимся проблемой инклюзивного образования, особенно его состоянием в Республике Казахстан.
Copyright (c) 2020 Рубен Оганесович Агавелян, Сауле Джамбуловна Аубакирова, Айсулу Далеловна Жомартова, Елена Ивановна Бурдина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.