Отношение учителей к инклюзивному образованию в Казахстане

  • Рубен Оганесович Агавелян ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» https://orcid.org/0000-0001-6494-8544
  • Сауле Джамбуловна Аубакирова Университета «Туран – Астана» https://orcid.org/0000-0002-7321-3045
  • Айсулу Далеловна Жомартова РГП «Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова» https://orcid.org/0000-0003-4433-0485
  • Елена Ивановна Бурдина РГП «Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова» https://orcid.org/0000-0002-7757-7612
Ключевые слова: инклюзивное образование, учитель, отношение, особые образовательные потребности, Казахстан

Аннотация

Введение. Включение учащихся с особыми образовательными потребностями в  общеобразовательные школы является одним из актуальных и важных вопросов, стоящих перед сообществом образования на национальном и международном уровне. Положительное отношение учителей к инклюзивному образованию выступает одним из факторов его эффективной реализации. Целью данного исследования было изучение отношения учителей к инклюзивному образованию в Республике Казахстан и определение факторов, влияющих на их позитивно е отношение к инклюзии.
Материалы и методы. Выборка состояла из 416 педагогов общеобразовательных школ Павлодарской области Республики Казахстан. В исследовании был использован опросник шкалы чувств, отношения и опасений по поводу инклюзивного образования (SACIE-R). Для обработки результатов исследования применялись методы непараметрической статистики (коэффициент корреляции Спирмена) и множественный регрессионный анализ.
Результаты исследования. По итогам проведенного исследования выявлено общее нейтральное отношение учителей к процессу включения исследуемых учащихся в педагогический процесс. Опыт взаимодействия учителей с людьми с особыми образовательными потребностями не способствует формированию их позитивного отношения к инклюзии. Педагоги-мужчины, работающие в сельских школах и уверенные в обучении детей с особыми образовательными потребностями, более положительно настроены к инклюзии. Анализ ответов респондентов свидетельствует о неготовности педагогов к реализации инклюзивного образования и необходимости специальной подготовки педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии.
Обсуждение и заключение. Перспективы исследования заключаются в дальнейшем изучении отношения педагогов (предметников, специальных педагогов, педагогов психолого-педагогического сопровождения) к инклюзии в стране, влияния специальной подготовки на отношение педагогов к инклюзии. Материалы статьи будут полезны исследователям, интересующимся проблемой инклюзивного образования, особенно его состоянием в Республике Казахстан.

Биографии авторов

Рубен Оганесович Агавелян, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

директор Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6494-8544, Scopus ID: 57142428300, ruben_h_ag@mail.ru

Сауле Джамбуловна Аубакирова, Университета «Туран – Астана»

доцент кафедры педагогики и психологии Университета «Туран – Астана» (010000, Казахстан, г. НурСултан, ул. Дукенулы, д. 29), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7321-3045, Scopus ID: 37096726100, sdaubakirova@gmail.com

Айсулу Далеловна Жомартова, РГП «Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова»

докторант кафедры психологии и педагогики РГП «Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова» (140008, Казахстан, г. Павлодар, ул. Ломова, д. 64), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4433-0485, zhomartova_aisulu@mail.ru

Елена Ивановна Бурдина, РГП «Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова»

профессор кафедры психологии и педагогики РГП «Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова» (140008, Казахстан, г. Павлодар, ул. Ломова, д. 64), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7757-7612, Scopus ID:
57191997702, e.i.burdina@mail.ru

Опубликован
2020-03-16
Раздел
Международный опыт интеграции образования