Детерминанты качества университетского образования: мнение студентов
Аннотация
Введение. Исследование посвящено изучению детерминант качества университетского образования
с точки зрения студентов, являющихся ключевым звеном на рынке образовательных услуг. Авторам
представляется актуальной задача выявления факторов, влияющих на удовлетворенность студентов
качеством образования, и их ранжирование применительно к современному этапу развития российского высшего образования.
Материалы и методы. Используются методы традиционного анализа: описание и классификация,
смысловая интерпретация данных, методы графического представления данных, ранжирование, а также контент-анализ. Эмпирическая база исследования включает результаты группового анкетирования студентов Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и результаты вторичного анализа данных исследований по проблемам качества университетского образования.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что ключевой детерминантой качества
университетского образования для студентов является компетентность преподавателя, вторую по
значимости позицию занимает материально-техническая среда университета, затем – организация
университетом практик, связь университета с работодателями, разветвленность и доступность студенческих обменов. В качестве мероприятий, необходимых для повышения качества образования,
студенты предлагают привлекать к учебному процессу специалистов-практиков и более компетентных
преподавателей. Определено, что активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, использование в сопровождении образовательного процесса электронных систем коммуникации и упорядочение методического сопровождения учебного процесса способствуют удовлетворенности студентов качеством образования.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты представляют практический интерес для административно-управленческого аппарата высших учебных заведений, руководителей и сотрудников отделов мониторинга качества образования в университетах, а также представителей научного сообщества, занимающихся вопросами качества высшего образования. Дальнейшие исследования детерминант качества университетского образования должны сосредоточиться на углубленном изучении качества потребителя образовательных услуг.