Ценностное развитие как показатель личностной готовности к самореализации в процессе научно-исследовательской деятельности у начинающих ученых

  • Татьяна Геннадьевна Бохан ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-9628-1470
  • Марина Владимировна Шабаловская ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России https://orcid.org/0000-0003-2622-3491
  • Оксана Николаевна Галажинская ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-3725-9062
  • Инна Викторовна Атаманова ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» https://orcid.org/0000-0001-8101-5586
Ключевые слова: ценность, ценностно-смысловая сфера, самореализация, эмоциональное переживание, доминирующая мысль, исследовательская компетенция, начинающий ученый, аспирант, научно-иcследовательская деятельность

Аннотация

 Введение. В статье впервые представлены результаты ценностного развития у начинающих ученых во взаимосвязи с их доминирующими переживаниями, связанными с процессом научно-исследовательской деятельности. Возрастающий интерес молодежи к науке актуализирует изучение ценностно-смысловых и деятельностных аспектов жизненного мира начинающих ученых с целью определения условий развития научно-исследовательской компетентности, ресурсов совладания с возникающими объективными и субъективными трудностями. Цель статьи – выявление особенностей ценностного развития во взаимосвязи с эмоциями и смыслами доминирующих переживаний, возникающих в процессе научно-исследовательской работы у аспирантов.
Материалы и методы. В процессе исследования были использованы методика М. Рокича (расширенная интерпретация М. С. Яницкого, А. В. Серого), метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд); классификация эмоций Е. П. Ильина; контент-анализ. Проведена статистическая обработка с помощью метода анализа частот и непараметрических критериев Н-Краскела – Уоллиса и Джонкхира-Терпстры.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования были выделены три группы аспирантов с различными вариантами ценностного развития личности, а также смысловые категории доминирующих переживаний аспирантов в процессе научно-исследовательской деятельности. Установлены доминирующие терминальные и инструментальные ценности у аспирантов с различными вариантами ценностного развития личности. Ценностное развитие большинства аспирантов указывает на личностную готовность к самореализации в научно-исследовательской деятельности, для которых характерен положительный эмоциональный фон и социальная направленность. Аспиранты с проблемами ценностного развития расположены к слабости целеполагания, псевдосамореализации, неадекватной самооценке, фрустрационной напряженности.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном
процессе на этапах профессионально-личностного становления современной молодежи: в возможности выявления образованной молодежи с научно-исследовательским потенциалом; на этапе обучения в аспирантуре в процессе подготовки диссертационного исследования и реализации научного продукта. Данная проблематика может получить свое развитие в изучении личностной готовности к самореализации в научно-исследовательской деятельности у начинающих ученых в аспекте кросс-культурного сравнения.

Биографии авторов

Татьяна Геннадьевна Бохан, ФГАОУ ВО «Томский государственный университет»

заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), доктор психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9628-1470, Scopus ID: 56820133000, btg960@mail.ru

Марина Владимировна Шабаловская, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России

доцент кафедры фундаментальной психологии и поведенческой медицины ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (634050, Россия, г. Томск, Московский тракт, д. 2), доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2622-3491, Scopus ID: 57193768514, m_sha79@mail.ru

Оксана Николаевна Галажинская, ФГАОУ ВО «Томский государственный университет»

доцент кафедры математической физики ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), кандидат математических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3725-9062, Scopus ID: 57193777722, oxanagala@yandex.ru

Инна Викторовна Атаманова, ФГАОУ ВО «Томский государственный университет»

доцент кафедры генетической и клинической психологии ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8101-5586, Researcher ID: O-1431-2014, iatamanova@yandex.ru

Опубликован
2019-06-06
Раздел
Психология образования