Конфликтогенные факторы образовательной деятельности в высших учебных заведениях: принципы и методы организации мониторинга

  • Анна Георгиевна Пинкевич ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» http://orcid.org/0000-0003-4282-4967
  • Георгий Петрович Артемов ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» http://orcid.org/0000-0003-0794-0719
  • Андрей Викторович Алейников ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» http://orcid.org/0000-0003-2942-5021
Ключевые слова: конфликтогенный фактор, конфликт, высшее учебное заведение, образовательная деятельность, мониторинг, показатель конфликтогенности

Аннотация

Введение. Анализ современной научной российской литературы выявил фрагментарность исследования указанной проблематики и явную недостаточность методологического обоснования разработки эффективных и практических стратегий управления конфликтами и программ регулирующего воздействия на конфликтные ситуации в образовательном процессе. Целью статьи является разработка теоретико-методологического инструментария конфликтологической диагностики высших учебных заведений и модели мониторинга конфликтогенных факторов в современных университетах. 
Материалы и методы. Методологической базой исследования являются основные положения современной теории организационного конфликта. Использовались количественные методы, позволяющие получать репрезентативные данные о конфликтных ситуациях в подразделениях вуза и качественные методы, выявляющие мотивацию поведения в конфликтных ситуациях. Для статистической обработки данных применялся пакет для анализа данных SPSS for Windows 13.0. 
Результаты исследования. Представлены основные характеристики и классификация различных видов конфликтов в образовательном процесс, проанализированы его конфликтогенные детерминанты. На основе методологии анализа социальных конфликтов авторами обосновывается классификация субъектов образовательного процесса на несколько групп. Обоснована необходимость проведения конфликтологических мониторингов с целью прогнозирования, управления и минимизации деструктивных последствий конфликтов; определен перечень показателей, позволяющих оценивать факторы конфликтогенности образовательного процесса. 
Обсуждение и заключения. Практическая значимость исследования состоит в том, что применение мониторинга позволяет получить валидные результаты реальной картины конфликтов как необходимого компонента эффективного управления университетом. Материалы статьи могут представлять интерес не только для исследователей проблем управления конфликтами в современном университете, но и для менеджмента высших учебных заведений. Результаты исследования будут способствовать разработке конкретных решений по развитию системы образования как инструмента формирования ценностей солидарности и социально-политической устойчивости современного российского общества.

Биографии авторов

Анна Георгиевна Пинкевич, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

доцент кафедры конфликтологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9), кандидат политических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4282-4967, Researcher ID: F-2442-2014a.pinckevich@spbu.ru

Георгий Петрович Артемов, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

профессор кафедры этики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9), доктор философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0794-0719, Researcher ID: F-7916-2015g_artemov@spbu.ru

Андрей Викторович Алейников, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

профессор кафедры конфликтологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9), доктор философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2942-5021, Researcher ID: F-5286-2013av-alejnikov@spbu.ru

Опубликован
2018-06-29
Раздел
Мониторинг образования