Теоретико-методические подходы к оценке эффективности формирования и функционирования интеграционного комплекса вузов ЕАЭС

  • Лариса Владимировна Константинова ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» https://orcid.org/0000-0002-7969-5356
  • Евгения Валериевна Шубенкова ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» https://orcid.org/0000-0003-2337-0322
  • Екатерина Андреевна Смирнова ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» https://orcid.org/0000-0002-4703-3171
  • Николай Николаевич Гагиев ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» https://orcid.org/0000-0002-8268-0825
Ключевые слова: интеграция в сфере высшего образования, образовательное пространство Евразийского экономического союза, интеграционный комплекс вузов, стратегии формирования интеграционных комплексов вузов, методика оценки эффективности интеграционного комплекса вузов

Аннотация

Введение. В последние годы наблюдается развитие интеграционных процессов в сфере высшего образования, нацеленных на консолидацию ресурсов вузов для повышения конкурентоспособности государственных систем высшего образования и высшей школы межгосударственных объединений. Особое место в данном контексте занимают вопросы интеграции в сфере высшего образования стран Евразийского экономического союза, которые пока недостаточно отрефлексированы. Цель исследования – разработка теоретико-методических основ оценки эффективности формирования и функционирования интеграционного комплекса вузов Евразийского экономического союза как фактора повышения их конкурентоспособности.
Материалы и методы. При проведении исследования применялись методы компаративного анализа российской и зарубежной теории и практики в сфере интеграции высшего образования, теоретического анализа, синтеза и классификации, построения экономико-математической модели, экспертных оценок. При разработке теоретико-методических подходов к оценке эффективности интеграционных процессов применялись принципы системного подхода. В качестве источников использовались нормативно-правовые акты, методические материалы по оценке эффективности вузов, отечественные и зарубежные научные публикации, информационные материалы о деятельности вузов, размещенные в сети Интернет.
Результаты исследования. С целью теоретического обоснования одной из основных форм интеграции в сфере высшего образования введено понятие «интеграционный комплекс вузов» и предложена его интерпретация. Определены возможные стратегии формирования интеграционных комплексов вузов. Разработана методика оценки эффективности формирования и функционирования интеграционного комплекса вузов Евразийского экономического союза и определен ее интегральный показатель.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты исследования вносят вклад в развитие концептуальных основ образовательной интеграции и методических подходов к ее оценке. Материалы статьи будут полезны для работников государственных структур и научно-образовательных учреждений, исследующих межгосударственные интеграционные процессы и их эффективность на образовательном пространстве.

 

Биографии авторов

Лариса Владимировна Константинова, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

директор НИИ развития образования ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор социологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7969-5356, Scopus ID: 57207940572, Researcher ID: M-7126-2018, kostkas@yandex.ru

Евгения Валериевна Шубенкова, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

главный научный сотрудник НИИ развития образования ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор экономических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2337-0322, Scopus ID: 57194286668, Researcher ID: AAC-8912-2021, Shubenkova.EV@rea.ru

Екатерина Андреевна Смирнова, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

ведущий научный сотрудник НИИ развития образования ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4703-3171, Researcher ID: ABD-3297-2020, vokatemoscow@mail.ru

Николай Николаевич Гагиев, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

ведущий научный сотрудник НИИ развития образования ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8268-0825, Scopus ID: 57194268706, Researcher ID: M-9765-2016, Gagiev.NN@rea.ru

Опубликован
2021-03-16
Раздел
Мониторинг образования