Инклюзивное обучение иностранному языку: стандарт компетенций учителя

  • Татьяна Сергеевна Макарова ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» https://orcid.org/0000-0003-0148-4927
  • Евгения Евгеньевна Матвеева ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» https://orcid.org/0000-0001-6002-5283
  • Мария Александровна Молчанова  ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» https://orcid.org/0000-0001-7254-9359
  • Елена Александровна Морозова  ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» https://orcid.org/0000-0002-3880-195X
  • Наталья Викторовна Буренина ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» https://orcid.org/0000-0001-6613-6857
Ключевые слова: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное обучение, иностранный язык, программа повышения квалификации учителей, образовательный стандарт, психология и педагогика обучения

Аннотация

Введение. Важную роль в обучении иностранному языку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выполняет соответствующая профессиональная и психолого-педагогическая подготовка учителя. Несмотря на многочисленные отечественные и зарубежные публикации, в которых рассматриваются различные аспекты данной проблемы, в статье впервые проводится анализ анкетирования учителей с целью выявления знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы в инклюзивном классе. Цель исследования заключается в разработке программы профессиональной подготовки/переподготовки/повышения квалификации учителей иностранного языка на основе государственного образовательного стандарта, способствующей формированию всех составляющих готовности педагога к работе в условиях
инклюзивного образования с учетом современных требований.
Материалы и методы. Авторами использован интегративный метод критического осмысления работ российских и зарубежных авторов, других релевантных материалов по данной теме. Для изучения проблемы было проведено анкетирование, в котором приняли участие 30 человек. С помощью метода сбора необходимой информации осуществлен аналитический обзор полученных результатов.
Результаты исследования. По итогам исследования авторами разработан примерный перечень знаний и навыков педагога, необходимых для успешной работы в инклюзивном классе. Спроектирована и предложена для обсуждения программа повышения квалификации учителей, включающая критерии оценки ее усвоения с указанием дескрипторов. Программа курса представляет собой модель, которая может быть легко адаптирована в соответствии с интересами целевой аудитории.
Обсуждение и заключение. Разработанная авторами программа курса повышения квалификации учителей вносит определенный вклад в развитие психологии и педагогики обучения иностранным языкам. Данный курс должен помочь трансформировать общие компетенции, обозначенные в существующем стандарте подготовки учителя, таким образом, чтобы сформировать специальные компетенции, необходимые учителю для работы в инклюзивном классе, он должен стать неотъемлемой частью программы подготовки учителей.

Биографии авторов

Татьяна Сергеевна Макарова, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0148-4927, Scopus ID: 57200195258, info@mgpu.ru

Евгения Евгеньевна Матвеева, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), кандидат филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6002-5283, Scopus ID: 57200190604, info@mgpu.ru

Мария Александровна Молчанова,  ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), кандидат филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7254-9359, Scopus ID: 57200195951, info@mgpu.ru

Елена Александровна Морозова,  ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3880-195X, Scopus ID: 57200193552, info@mgpu.ru

Наталья Викторовна Буренина, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

декан факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат филологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6613-6857, Scopus ID: 57200194191, bureninanv@mail.ru

Опубликован
2021-03-17
Раздел
Академическая интеграция