Изучение теоретико-методологической готовности студентов-дефектологов к овладению магистерским уровнем образования

  • Алла Васильевна Закрепина ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» https://orcid.org/0000-0002-5757-2371
  • Елена Анатольевна Шилова ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» https://orcid.org/0000-0002-4579-5631
  • Елена Антоновна Стребелева ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» https://orcid.org/0000-0002-7291-3146
Ключевые слова: высшая школа, реконструкция системы образования, магистратура, теоретико-методологическая готовность, специальное (дефектологическое) образование, студент, профессиональные компетенции

Аннотация

Введение. Подготовка конкурентоспособного специалиста уровня магистерской программы – важная образовательная цель высшей школы. Несмотря на многочисленность публикаций в области профессиональной подготовки, вопросы преемственности уровней образования как условия  качества подготовки выпускника в конкретной сфере остаются достаточно дискуссионными, поскольку традиционно ракурс подобных обсуждений чаще касается методических компонентов образовательной программы, чем концептуально-методологических ориентиров профессионального роста. Цель исследования – изучение уровня готовности студентов к овладению магистерскими программами в области специального (дефектологического) образования в контексте анализа теоретико-методологических аспектов подготовки как базового основания формирования профессиональных компетенций в изучаемой области.
Материалы и методы. В ходе эмпирического исследования использовались результаты анкетирования и самооценки, направленные на изучение представлений студентов-магистров о необходимом уровне сформированности знаний, умений и навыков при поступлении и после завершения обучения. Исследовательскую выборку составили 68 магистров четырех магистерских программ подготовки. Статистическая обработка результатов осуществлялась посредством программного пакета Statistica 10.0.
Результаты исследования. По итогам проведенного исследования выявлено, что второй этап профессиональной подготовки (магистратуру) следует рассматривать в контексте профильной направленности предыдущего уровня высшего образования. Целевыми ориентирами реконструкции процесса профессиональной подготовки магистров в области дефектологического образования выступает совокупность ожидаемых знаний, умений, навыков с позиции социального запроса к деятельности специалиста в меняющихся условиях обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Проектирование магистерской программы высшей школы базируется на актуализации теоретико-методологической подготовки с учетом ее экстраполирования на уровень реализации прикладных профессиональных компетенций в соответствии с современными запросами общества и динамикой образовательного рынка труда.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие профессиональной подготовки магистров в области дефектологического образования и позволяют рассматривать теоретико-методологическую готовность к обучению в магистратуре с точки зрения преемственности образовательных задач и непрерывности уровней образования как основания подготовки конкурентоспособного выпускника.

Биографии авторов

Алла Васильевна Закрепина, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

заведующий лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5757-2371, Researcher ID: J-2047-2016, zakrepina@ikp.email

Елена Анатольевна Шилова, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4579-5631, Researcher ID: Q-9652-2018, shilova@ikp.email

Елена Антоновна Стребелева, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7291-3146, Researcher ID: S-1426-2018, strebeleva@ikp.email

Опубликован
2021-03-17
Раздел
Академическая интеграция