Проблемы здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Российской Федерации

  • Светлана Борисовна Лазуренко ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» https://orcid.org/0000-0003-0642-8545
  • Татьяна Александровна Соловьева ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» https://orcid.org/0000-0002-7748-8951
  • Римма Николаевна Терлецкая ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России https://orcid.org/0000-0001-6313-3810
  • Светлана Романовна Конова ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России https://orcid.org/0000-0002-2833-5721
Ключевые слова: охрана здоровья детей, образовательная организация, ребенок-инвалид, ограниченные возможности здоровья, специальные образовательные условия, нормативная правовая основа образования, междисциплинарный подход, здоровьесбережение

Аннотация

Введение. Современная законодательная база образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Российской Федерации разрабатывалась с учетом концептуальных положений о правах ребенка, отраженных в международных актах в части обеспечения равных возможностей и доступа детей к бесплатным образовательным услугам. Однако имеющиеся нормативные документы содержат общие правила без конкретных рекомендаций по укреплению и сохранению здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, исходя из характера и тяжести нарушения, а также при их сочетаниях. Цель исследования – изучение современной ситуации в отношении охраны здоровья детей с нарушениями развития в образовательных организациях.
Материалы и методы. Для выявления актуальных проблем реализации законодательных норм в сфере образования и охраны здоровья обучающихся с ограниченными возможностями был проведен анализ действующих нормативных правовых документов Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки Российской Федерации за период 2012–2020 гг.
Результаты исследования. В ходе исследования была подтверждена гипотеза о вариативности существующих проблем в отношении укрепления и сохранения здоровья обучающихся в образовательной организации при недостаточной проработанности законодательной и нормативной базы. Здоровьесберегающая среда образовательной организации должна обладать совокупностью следующих факторов: оснащенность специальными учебными и техническими средствами для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с учетом степени тяжести ограничения жизнедеятельности; соответствие расписания и учебной нагрузки состоянию здоровья и индивидуальным психологическим возможностям ребенка; наличие отдельных помещений для восстановления работоспособности; обеспеченность современным реабилитационным оборудованием для укрепления здоровья; укомплектованность педагогическими и медицинскими кадрами, владеющими современными технологиями работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть использованы при разработке системы мониторинга организации образовательного процесса и вариативности условий здоровьесбережения обучающихся с нарушениями развития как средства своевременного выявления и устранения негативных факторов.

 

Биографии авторов

Светлана Борисовна Лазуренко, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

заведующий лабораторией технологий и средств психолого-педагогической реабилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119435, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), начальник Центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (119296, Российская Федерация, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1), доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0642-8545, Researcher ID: D-1400-2018, labspiko@gmail.com

Татьяна Александровна Соловьева, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (119435, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7748-8951, solovyova@ikp.email

Римма Николаевна Терлецкая, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России

главный научный сотрудник ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (119296, Российская Федерация, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1), доктор медицинских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6313-3810, rterletskaya@nczd.ru

Светлана Романовна Конова, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России

главный научный сотрудник ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (119296, Российская Федерация, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1), доктор медицинских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2833-5721, konova@nczd.ru

Опубликован
2021-03-17
Раздел
Академическая интеграция