Социально-психологические предикторы успешной интеграции воспитанников детского дома в массовую школу

  • Елена Владимировна Бахвалова ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» https://orcid.org/0000-0003-1422-2635
  • Анастасия Владимировна Микляева ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» https://orcid.org/0000-0001-8389-2275
Ключевые слова: воспитанник детского дома, подросток, массовая школа, интеграция, социально-психологический фактор

Аннотация

Введение. В исследовании решается задача поиска социально-психологических факторов успешной интеграции воспитанников детского дома в общеобразовательные школы. Актуальность данной работы обусловлена распространением практик интеграции институционализированных детей и подростков в массовые школы для расширения их социального опыта. Цель исследования – изучение социальнопсихологических предикторов, определяющих успешность интеграции институционализированных подростков в массовые школы.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 678 человек – учащиеся школ, реализующих программы интеграции, их родители и педагоги. С целью сбора эмпирических данных использовались методы анкетирования, экспертного опроса педагогов, проективного рисования с последующей экспертной оценкой результатов. Для оценки адаптации воспитанников детских домов к школе применялась Шкала тревожности М. Кондаша, для оценки коммуникативного потенциала – методики «Направленность личности в общении» (С. Л. Братченко) и «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Снайдер), для оценки положения в системе межличностных отношений с одноклассниками – социометрия Дж. Морено.
Результаты исследования. В числе социально-психологических предикторов успешности интеграции проанализированы коммуникативные характеристики подростков и особенности их отношений с другими субъектами образовательного процесса. Было определено, что примерно каждый десятый институционализированный подросток успешно интегрируется в образовательный процесс массовой школы, в то время как остальные испытывают более или менее выраженные сложности. Значимыми предикторами успешной интеграции являются показатели, характеризующие коммуникативные навыки таких подростков, а также их отношения со «взрослыми» субъектами образовательного процесса. Наиболее благоприятные условия для успешной интеграции институционализированных подростков в массовые школы связаны с первыми этапами посещения ими общеобразовательного учреждения.
Обсуждение и заключение. Полученные выводы вносят вклад в развитие социальной и педагогической психологии и могут быть использованы для формирования научно обоснованной системы социально-психологического сопровождения интеграции подростков – воспитанников детских домов в массовые школы.

 

Биографии авторов

Елена Владимировна Бахвалова, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

аспирант кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Набережная р. Мойки, д. 48), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1422-2635, Scopus ID: 57211397294, Researcher ID: O-1711-2018, e.v.bakhvalova@mail.ru

Анастасия Владимировна Микляева, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

профессор кафедры психологии человека ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Набережная р. Мойки, д. 48), доктор психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, Scopus ID: 53984860100, Researcher ID: D-4700-2017, a.miklyaeva@gmail.com

Опубликован
2021-03-17
Раздел
Исследовательская статья