Социально-психологические предикторы успешной интеграции воспитанников детского дома в массовую школу
Аннотация
Введение. В исследовании решается задача поиска социально-психологических факторов успешной интеграции воспитанников детского дома в общеобразовательные школы. Актуальность данной работы обусловлена распространением практик интеграции институционализированных детей и подростков в массовые школы для расширения их социального опыта. Цель исследования – изучение социальнопсихологических предикторов, определяющих успешность интеграции институционализированных подростков в массовые школы.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 678 человек – учащиеся школ, реализующих программы интеграции, их родители и педагоги. С целью сбора эмпирических данных использовались методы анкетирования, экспертного опроса педагогов, проективного рисования с последующей экспертной оценкой результатов. Для оценки адаптации воспитанников детских домов к школе применялась Шкала тревожности М. Кондаша, для оценки коммуникативного потенциала – методики «Направленность личности в общении» (С. Л. Братченко) и «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Снайдер), для оценки положения в системе межличностных отношений с одноклассниками – социометрия Дж. Морено.
Результаты исследования. В числе социально-психологических предикторов успешности интеграции проанализированы коммуникативные характеристики подростков и особенности их отношений с другими субъектами образовательного процесса. Было определено, что примерно каждый десятый институционализированный подросток успешно интегрируется в образовательный процесс массовой школы, в то время как остальные испытывают более или менее выраженные сложности. Значимыми предикторами успешной интеграции являются показатели, характеризующие коммуникативные навыки таких подростков, а также их отношения со «взрослыми» субъектами образовательного процесса. Наиболее благоприятные условия для успешной интеграции институционализированных подростков в массовые школы связаны с первыми этапами посещения ими общеобразовательного учреждения.
Обсуждение и заключение. Полученные выводы вносят вклад в развитие социальной и педагогической психологии и могут быть использованы для формирования научно обоснованной системы социально-психологического сопровождения интеграции подростков – воспитанников детских домов в массовые школы.
Copyright (c) 2021 Елена Владимировна Бахвалова, Анастасия Владимировна Микляева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.