Влияние реформы учебных пособий на формирование китайской национальной идентичности

  • Алина Маратовна Нуржаева НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» https://orcid.org/0000-0001-7251-3671
  • Нуржамал Абдразаковна Алдабек НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» https://orcid.org/0000-0003-4113-8914
  • Гульнар Ермуратовна Надирова НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» https://orcid.org/0000-0002-7837-2598
  • Нуржан Балтажановна Сапарбаева НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» https://orcid.org/0000-0001-5501-3683
  • Константин Бертольдович Свойкин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» https://orcid.org/0000-0003-3484-612X
Ключевые слова: учебник, национальная идентичность, Китай, образование, конфуцианская философия, реформа

Аннотация

Введение. Поиск эффективных стратегий в сфере образования, способных формировать и поддерживать китайскую национальную идентичность, является актуальной задачей академического сообщества Китая. Цель статьи – анализ комплекса учебно-методических материалов в рамках школьного образования для воздействия на формирование национальной идентичности в Китае.
Материалы и методы. Для изучения проблемы было проведено анкетирование, в котором приняли участие учителя школ и родители учащихся из города Ланьчжоу (КНР). С целью определения мнения этих двух сообществ относительно воздействия обновленного контента учебников на  формирующуюся идентичность школьников мы проанализировали анкетные данные, а для понимания результатов обучения подробно рассмотрели содержание и структуру новых текстовых нарративов, сравнив их с предыдущими учебными материалами. 
Результаты исследования. На основе результатов эмпирического исследования определена эффективность внесенных в контент новых учебных пособий изменений в аспекте формирования национальной идентичности школьников. По итогам анализа было выявлено, что обновленные учебники отражают основные дискурсы конфуцианской философии, воспитывая у учащихся культурную и политическую идентичность. Проведенный опрос показал, что увеличение национального дискурса в содержательно-фактологической части учебников способствовало усилению национальной идентичности у школьников.
Обсуждение и заключение. Материалы данной статьи могут быть использованы для дальнейшего исследования образовательного процесса и его влияния на развитие сплоченности гражданского общества, что может быть полезным для полиэтнических государств в ракурсе стратегического планирования и разработки механизмов поддержания и формирования национальной идентичности при составлении учебных пособий. 

 

Биографии авторов

Алина Маратовна Нуржаева, НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби»

докторант PhD кафедры китаеведения НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7251-3671, Scopus ID: 57191900636, Researcher ID: I-3515-2017, nurzhayeva@gmail.com

Нуржамал Абдразаковна Алдабек, НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби»

профессор кафедры китаеведения НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71), доктор исторических наук, ORCID:  https://orcid.org/0000-0003-4113-8914, Scopus ID: 57190440432, Researcher ID: O-1262-2014, nurzhamal25@mail.ru

Гульнар Ермуратовна Надирова, НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби»

профессор кафедры Ближнего Востока и Южной Азии НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71), доктор филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7837-2598, Scopus ID: 57192297316, Researcher ID: N-9772-2014, gulnad@mail.ru

Нуржан Балтажановна Сапарбаева, НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби»

доцент кафедры китаеведения НАО «Казахский национальный университет имени аль-Фараби» (050040, Казахстан, г. Алматы, пр. аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5501-3683, Researcher ID: B-3570-2015, nurzhanasaparbaeva5@gmail.com

Константин Бертольдович Свойкин, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

заведующий кафедрой английской филологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3484-612X, Researcher ID: O-3277-2018, svoikin@gmail.com

Опубликован
2021-03-16
Раздел
Международный опыт интеграции образования