Парадоксы неформального образования студенческой молодежи

  • Галина Зиновьевна Ефимова ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-4826-2259
  • Евгений Викторович Зюбан ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» https://orcid.org/0000-0001-8310-6721
  • Марина Николаевна Кичерова ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» http://orcid.org/0000-0001-5829-7570
  • Екатерина Олеговна Муслимова ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» https://orcid.org/0000-0003-3866-450X
Ключевые слова: формальное образование, неформальное образование, высшее образование, студент, образовательная система, молодежь, трудоустройство, работодатель

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что система формального образования утрачивает способность оперативно реагировать на социально-культурные и технологические изменения в обществе. Цель статьи – описание изучения международного и отечественного опыта неформального образования, выявление практик неформального обучения студенческой молодежи, определение перспектив и парадоксов неформального образования. 
Материал и методы. Процесс неформального образования исследован на макросоциальном, мезосоциальном и микросоциальном уровнях. Методология авторского исследования включала два этапа. Первая часть проходила в формате теоретического исследования. Второй этап включал полевое исследование на основе комбинированной методики, сочетания количественных и качественных методов. Методы полевого исследования: фокус-группы (N = 126) и анкетный опрос (N = 894). 
Результаты исследования. На примере зарубежных стран рассмотрены институциональные возможности, инструменты регулирования и механизмы признания неформального образования. Выявлены тренды распространения неформального образования студенческой молодежи в России, парадоксы, явные и латентные функции. Эмпирическое исследование показало, что абсолютное большинство студентов российских вузов не вовлечены в неформальные образовательные практики. Основным результатом неформального образования является получение в краткие сроки актуальных знаний и компетенций для повседневной жизни и профессиональной деятельности. Лишь треть трудоустроенных респондентов признают, что неформальное образование положительно отразилось на их трудоустройстве. 
Обсуждение и заключение. Исследование позволяет углубить знания о процессах трансформации системы образования, определить возможные стратегии действий для сглаживания разрывов в квалификационном отставании молодых специалистов и преодолении барьеров на рынке труда. Результаты исследования могут использоваться для разработки теоретических концепций, проведения сравнительного анализа, а также в практической деятельности образовательных организаций. Перспектива дальнейшего изучения – выявление мнения работодателей относительно готовности признания квалификаций, сформированных в неформальном обучении.

Биографии авторов

Галина Зиновьевна Ефимова, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

доцент кафедры общей и экономической социологии ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), кандидат социологических наук, Scopus ID: 57195971011, Researcher ID: N-8362-2016g.z.efimova@utmn.ru

Евгений Викторович Зюбан, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), кандидат экономических наук, e.v.zyuban@utmn.ru

Марина Николаевна Кичерова, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

доцент кафедры общей и экономической социологии ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), кандидат социологических наук, Researcher ID: Q-3629-2019m.n.kicherova@utmn.ruи

Екатерина Олеговна Муслимова, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

ассистент кафедры новой истории и мировой политики ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), ORCID: Researcher ID: O-4133-2019e.o.zudova@utmn.ru

 

Литература

Иванова И. В. Неформальное образование – инвестиции в человеческий капитал // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 390. С. 179–184. DOI: 10.17223/15617793/390/30

Aagar I. F. From Formal to Non-formal: Education, Learning and Knowledge // Andragoška spoznanja. 2014. Vol. 20, No. 3. Pp. 117–118. DOI: 10.4312/as.20.3.117-118

Барбер М., Донелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152–236. URL: https://vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314334660/2013-3_Barber%20et%20al.pdf (дата обращения: 26.04.2019).

Villar F., Celdrán M. Learning in Later Life: Participation in Formal, Non-Formal and Informal Activities in a Nationally Representative Spanish Sample // European Journal of Ageing. 2013. Vol. 10, Issue 2. Pp. 135–144. DOI: 10.1007/s10433-012-0257-1

Ainsworth H. L., Eaton S. E. Formal, Non-formal and Informal Learning in the Sciences. Canada, 2010. 48 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED511414.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

Eight-Legged Encounters-Arachnids, Volunteers, and Art help to Bridge the Gap between Informal and Formal Science Learning / E. A. Hebets [et al.] [Электронный ресурс] // Insects. 2018. Vol. 9, Issue 1. DOI: 10.3390/insects9010027

Formal and Informal Learning and First-Year Psychology Students’ Development of Scientific Thinking: A Two-Wave Panel Study / D. Soyyilmaz [et al.] // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 133. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00133

Souto-Otero M. Validation of Non-Formal and Informal Learning in Europe: Research, Policies, Legitimacy and Survival // Education Policy: Mapping the Landscape and Scope. 2017. Pр. 511–535.

Souto-Otero M., Enders J. International Students’ and Employers’ Use of Rankings: A Cross-National Analysis // Studies in Higher Educacion. 2017. Vol. 42, Issue 4. Pp. 783–810. DOI: 10.1080/03075079.2015.1074672

Souto-Otero M. Evaluating European Education Policy-Making. Privatization, Networks and the European Commission [Электронный ресурс]. DOI: 10.1007/978-1-137-28798-4

Petnuchova J. Non-formal and Informal Education: Where Does it Go in the Slovak Republic? // US-China Education Review. 2012. Vol. 6. Pp. 614–625. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED535481.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

Rehm M., Littlejohn A., Rienties B. Does a Formal Wiki Event Contribute to the Formation of a Network of Practice? A Social Capital Perspective on the Potential for Informal Learning // Interactive Learning Environments. 2018. Vol. 26, Issue 3. Pp. 308–319. DOI: 10.1080/10494820.2017.1324495

Czerkawski B. C. Blending Formal and Informal Learning Networks for Online Learning // International Review of Research in Open and Distributed Learning [Электронный ресурс]. 2016. Vol. 17, No. 3. DOI: 10.19173/irrodl.v17i3.2344

Quinn J. Respecting Young People’s Informal Learning: Circumventing Strategic Policy Evasions // Policy Futures in Education. 2018. Vol. 16, Issue 2. Pp. 144–155. DOI: 10.1177/1478210317736223

Бирюкова И. К. Неформальное образование: понятие и сущность // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 10 (74). С. 18–20. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/74/18-20.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

Бирюкова И. К. Системный подход как методологическая основа анализа неформального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (86). С. 12–16. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/86/12-16.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

Букина Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. 2010. № 1. С. 56–61. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2010-1_p056-061.pdf (дата обращения: 15.06.2018).

Загладина Х. Т. Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России [Электронный ресурс] // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). С. 101–114. URL: http://edupolicy.ru/ru/archives/2-64-2014 (дата обращения: 15.06.2018).

Краснощеков В. В. Проблемы сопряжения программ формального и неформального образования при реализации международных студенческих проектов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24373 (дата обращения: 06.11.2018).

Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования взрослых // Человек и образование. 2010. № 4. С. 158–162. URL: http://www.obrazovanie21.narod.ru/Files/2010-4_p158-162.pdf (дата обращения: 06.11.2018).

Павлова О. В. Информальное образование как социокультурная потребность взрослых // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Педагогика. 2013. Т. 3, вып. 1. С. 78–87. URL: http://lengu.ru/izdaniya-lgu-im-aspushkina/vestnik-lgu-imeni-a-s-pushkina/arhivnye-vypuski (дата обращения: 06.11.2018).

Федосеенко А. С. Неформальное образование как концепция в современной педагогике // Управление образованием. 2012. Вып. 1. С. 65–68. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/uxz90inwsy/direct/71724372 (дата обращения: 06.11.2018).

Эдерер П., Шуллер В., Виллмс С. Ранжирование систем высшего образования: граждане и общество в эру знаний // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 169–202. URL: https://vo.hse.ru/2009--3/26547441.html (дата обращения: 06.11.2018).

Dhirathiti N. S., Pichitpatja P. Characteristics and Differences of Lifelong Learning Policy Implementation for the Elderly in Thailand // Educational Research for Policy and Practice. 2018. Vol. 17, Issue 1. Pp. 53–68. DOI: 10.1007/s10671-017-9219-x

He T., Zhu C., Questier F. Predicting Digital Informal Learning: An Empirical Study Among Chinese University Students. Asia Pacific Education Review. 2018. Vol. 19, No. 1. Pp. 79–90. DOI: 10.1007/s12564-018-9517-x

Опубликован
2019-06-06
Раздел
Социальная структура, социальные институты и процессы