Социальные компетенции старшеклассников с позиций контекстного подхода

  • Ирина Викторовна Цветкова ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-3433-328X
  • Татьяна Николаевна Иванова ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» https://orcid.org/0000-0003-3163-8763
Ключевые слова: социальные компетенции, социализация, контекстный подход, выпускник школы, качества личности, когнитивные компетенции, коммуникативные компетенции, профессиональная ориентация, гражданские компетенции

Аннотация

Введение. Формирование социальных компетенций школьников является важным направлением современной науки и педагогической практики. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по анализу социального контекста, который во многом определяет практическую реализацию социальных компетенций. Цель статьи – анализ деятельности школы по формированию социальных компетенций на основе применения контекстного подхода. Новизна подхода состоит в выделении социальных компетенций, характеризующих эффективность воспитательного воздействия школы с учетом субъективного контекста.
Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включает материалы, полученные в результате социологических опросов, проведенных в школах г. Тольятти в 2010 (n = 1 183), 2014 (n = 945), 2016 (n = 1 745), 2019 гг. (n = 976) в режиме мониторинга. Сбор данных в режиме мониторинга позволил выявить динамику результатов за десять лет и определить, насколько эффективно школа справляется с задачами формирования социальных компетенций.
Результаты исследования. При характеристике субъективного контекста большое значение имеют представления учащихся о влиянии школы на формирование социальных компетенций, актуальные для школьников недостатки условий обучения, самооценка готовности к выбору ценностей, а также жизненные планы подрастающего поколения. Среди социальных компетенций, формируемых школой, старшеклассники отмечают умения работать с информацией, разбираться в людях, определять склонности к наукам, самостоятельность, а также толерантное отношение к представителям других культур. Контекстный подход дает возможность выявить проблемы и противоречия ценностного самоопределения представителей подрастающего поколения.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие научных концепций социальных компетенций. Материалы статьи будут полезны для изучения проблем и противоречий ценностного самоопределения представителей подрастающего поколения. Практическая значимость применения предложенного контекстного подхода состоит в повышении эффективности работы школы по формированию у обучающихся социальных качеств, необходимых для жизни в современном обществе.

 

Биографии авторов

Ирина Викторовна Цветкова, ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»

профессор кафедры истории и философии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14), доктор философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3433-328X, Scopus ID: 7005860629, Researcher ID: J-7425-2013, aleksandr@kozlov@mail.ru

Татьяна Николаевна Иванова, ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»

заведующий кафедрой социологии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (445020, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14), доктор социологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3163-8763, Scopus ID: 56684250300, IvanovaT2005@tltsu.ru

Опубликован
2021-06-10
Раздел
Исследовательская статья