Социальные компетенции старшеклассников с позиций контекстного подхода
Аннотация
Введение. Формирование социальных компетенций школьников является важным направлением современной науки и педагогической практики. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по анализу социального контекста, который во многом определяет практическую реализацию социальных компетенций. Цель статьи – анализ деятельности школы по формированию социальных компетенций на основе применения контекстного подхода. Новизна подхода состоит в выделении социальных компетенций, характеризующих эффективность воспитательного воздействия школы с учетом субъективного контекста.
Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включает материалы, полученные в результате социологических опросов, проведенных в школах г. Тольятти в 2010 (n = 1 183), 2014 (n = 945), 2016 (n = 1 745), 2019 гг. (n = 976) в режиме мониторинга. Сбор данных в режиме мониторинга позволил выявить динамику результатов за десять лет и определить, насколько эффективно школа справляется с задачами формирования социальных компетенций.
Результаты исследования. При характеристике субъективного контекста большое значение имеют представления учащихся о влиянии школы на формирование социальных компетенций, актуальные для школьников недостатки условий обучения, самооценка готовности к выбору ценностей, а также жизненные планы подрастающего поколения. Среди социальных компетенций, формируемых школой, старшеклассники отмечают умения работать с информацией, разбираться в людях, определять склонности к наукам, самостоятельность, а также толерантное отношение к представителям других культур. Контекстный подход дает возможность выявить проблемы и противоречия ценностного самоопределения представителей подрастающего поколения.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие научных концепций социальных компетенций. Материалы статьи будут полезны для изучения проблем и противоречий ценностного самоопределения представителей подрастающего поколения. Практическая значимость применения предложенного контекстного подхода состоит в повышении эффективности работы школы по формированию у обучающихся социальных качеств, необходимых для жизни в современном обществе.
Copyright (c) 2021 Ирина Викторовна Цветкова, Татьяна Николаевна Иванова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.