Прогнозная оценка численности докторов и кандидатов наук в России
Аннотация
Введение. Кадры высшей научной квалификации являются основой в кадровом обеспечении для конкурентоспособного развития всех отраслей национальной экономики Российской Федерации. В то же время в стране отсутствует достоверная статистическая информация как об общем числе кандидатов и докторов наук, так и об их возрастной структуре.
Материалы и методы. В статье предлагается модель для повозрастного расчета количества кандидатов и докторов наук на основе ежегодных статистических данных о числе защит кандидатских и докторских диссертаций и коэффициентов дожития. Так как детализированные данные представлены только для периода с 2008 года, а агрегированные данные известны не для всех лет, то для восстановления отсутствующих данных предложены соответствующие методы интерполяции.
Результаты исследования. Результатами исследования стали 6 моделей для повозрастного расчета количества кандидатов и докторов наук, аппроксимирующая функция мультипликативного коэффициента дожития для лиц с учеными степенями, аппроксимирующие функции долевого распределения возрастов защитившихся кандидатов и докторов наук, аппроксимирующие функции повозрастного и кумулятивного распределения количества кандидатов и докторов наук, а также количественные оценки численности кандидатов и докторов наук на 2019 год.
Обсуждение и заключение. Предложенные модели показали свою адекватность. Были получены оценки численности кандидатов наук в возрастных категориях 20–80 лет – 468 тыс. человек; докторов наук в возрастных категориях 30–90 лет – 72 тыс. человек. Построенные аппроксимирующие функции позволяют получить число кандидатов и докторов наук в любом возрастном диапазоне.
Литература
2. Кугель С. А., Васильев Ю. С. Структура научных кадров и смена поколений в современной российской науке // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2009. № 25. С. 192–197.
3. Петровский А. Б., Семенов Л. К., Малов В. С. Кадры Академии: состав, структура, динамика // Вестник АН СССР. 1990. № 11. С. 37–49. URL: http://old.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/1990/11/37-49.pdf (дата обращения: 17.10.2019).
4. Аллахвердян А. Г. Динамика научных кадров в советской и российской науке: сравнительно-историческое исследование. М.: Изд-во «КогитоЦентр», 2014. 263 с. URL: http://old.ihst.ru/files/pdfs/aga-dynsc-research.pdf (дата обращения: 17.10.2019).
5. Аллахвердян А. Г., Агамова Н. С. Динамика кадров в научной и инновационной деятельности (1990–2005) // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2008. № 24. С. 133–138.
6. Аллахвердян А. Г. Динамика научных кадров в советской и постсоветской России: сравнительно-науковедческий анализ // Наука та наукознавство. 2015. № 2. С. 58–65. URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/132200 (дата обращения: 17.10.2019).
7. Meissner D., Gokhberg L., Shmatko N. The Meaning of Doctorate Holders for Human Capital Development of Nations // The Science and Technology Labor Force. 2016. Pp. 343–350. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-27210-8_15
8. Gokhberg L., Meissner D., Shmatko N. Myths and Realities of Highly Qualified Labor and What It Means for PhDs // Journal of the Knowledge Economy. 2017. Vol. 8, Issue 2. Pp. 758–767. DOI: https://doi.org/10.1007/s13132-016-0403-7
9. Гуртов В. А., Щеголева Л. В. Соискатель ученой степени доктора наук: публикационная активность // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 2. С. 47–56. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/266 (дата обращения: 17.10.2019).
10. Гуртов В. А., Щеголева Л. В. Нужны ли публикации кандидату наук? // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 25–33. URL: http://vovr.ru/upload/4-15.pdf (дата обращения: 17.10.2019).
11. Gurtov V. A., Shchegoleva L. V. Forecasting the Economic Need for Personnel with Higher Scientific Qualifications // Studies on Russian Economic Development. 2018. Vol. 29, Issue 4. Pp. 415–422. DOI: https://doi.org/10.1134/S1075700718040081
12. The World is Producing More PhDs than Ever Before. Is It Time to Stop? / D. Cyranoski [et al.] // Nature. 2011. Vol. 472. Pp. 276–279. DOI: https://doi.org/10.1038/472276a
13. The PhD in Europe: Developing a System of Doctoral Training That Will Increase the Internationalisation of Universities / C. O’Carroll [et al.] // European Higher Education at the Crossroads. 2012. Pp. 461–484. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-007-3937-6_26
14. Mertens A., Robken H. Does a Doctoral Degree Pay Off? An Empirical Analysis of Rates of Return of German Doctorate Holders // Higher Education. 2013. Vol. 66, Issue. 2. Pp. 217–231. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-012-9600-x
15. Schwabe M. The Career Paths of Doctoral Graduates in Austria // European Journal of Education. 2011. Vol. 46, Issue 1. Pp. 153–168. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1465-3435.2010.01465.x
16. Santos J. M., Horta H., Heitor M. Too Many PhDs? An Invalid Argument for Countries Developing Their Scientific and Academic Systems: The Case of Portugal // Technological Forecasting and Social Change. 2016. Vol. 113. Pp. 352–362. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2015.12.013
17. Canal-Dominguez J. F., Wall A. Factors Determining the Career Success of Doctorate Holders: Evidence from the Spanish Case // Studies in Higher Education. 2014. Vol. 39, Issue 10. Pp. 1750–1773. DOI: https://doi.org/10.1080/03075079.2013.806464
18. Herrera L., Nieto M. The Determinants of Firms' PhD Recruitment to Undertake R&D Activities // European Management Journal. 2015. Vol. 33, Issue 2. Pp. 132–142. DOI: https://doi.org/10.1016/j.emj.2014.10.003
19. Assbring L., Nuur C. What’s in It for Industry? A Case Study on Collaborative Doctoral Education in Sweden // Industry and Higher Education. 2017. Vol. 31, Issue 3. Pp. 184–194. DOI: https://doi.org/10.1177/0950422217705245
20. Haapakorpi A. Doctorate Holders outside the Academy in Finland: Academic Engagement and Industry-Specific Competence // Journal of Education and Work. 2017. Vol. 30, Issue 1. Pp. 53–68. DOI: https://doi.org/10.1080/13639080.2015.1119257
21. Cruz-Castro L., Sanz-Menendez L. The Employment of PhDs in Firms: Trajectories, Mobility and Innovation // Research Evaluation. 2005. Vol. 14, Issue 1. Pp. 57–69. DOI: https://doi.org/10.3152/147154405781776292
22. Germain-Alamartine E. Doctoral Education and Employment in the Regions: the Case of Catalonia // Regional Studies, Regional Science. 2019. Vol. 6, Issue 1. Pp. 299–318. DOI: https://doi.org/10.1080/21681376.2019.1584049
23. Kucharavy D., De Guio R. Application of S-shaped Curves // Procedia Engineering. 2011. Vol. 9. Pp. 559–572. DOI: https://doi.org/10.1016/j.proeng.2011.03.142
24. Kucharavy D., De Guio R. Logistic Substitution Model and Technological Forecasting // Procedia Engineering. 2011. Vol. 9. Pp. 402–416. DOI: https://doi.org/10.1016/j.proeng.2011.03.129
25. Виноградов В. Н., Чернова Я. Г., Кубряк О. В. Единая государственная информационная система мониторинга аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (ЕГИСМ) в диссертационных советах – обсуждение первых впечатлений // Информатизация образования и науки. 2014. № 2. С. 12–22.
26. Gurtov V., Shchegoleva L. Comparative Analysis of PhDs’ Publication Activity in Russia and Other Countries // In: Proceedings of the 7th International Conference on Education and New Learning Technologies. Barcelona, Spain, 2015. Pp. 985–989. URL: http://library.iated.org/view/GURTOV2015COM (дата обращения: 17.10.2019).