Обоснование конструкции динамометрического модуля для исследования лемешно-отвального плуга мотоблока и его практическая апробация с использованием технологий реверс-инжиниринга

  • Владимир Федорович Купряшкин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
  • Александр Сергеевич Уланов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» http://orcid.org/0000-0001-6041-6911
  • Николай Иванович Наумкин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» http://orcid.org/0000-0002-1109-5370
Ключевые слова: почва, мотоблок, корпус плуга, устойчивость движения, динамометрический модуль, тензометрический датчик, 3D-сканер

Аннотация

Введение. Вспашка почвы, являясь одной из главных операций при возделывании сельскохозяйственных культур, одновременно требует к себе значительных энергетических затрат и эффективного использования почвообрабатывающих машин, в данном случае мотоблока с плугом. Анализ исследований работы мотоблока показывает, что объектом возмущений при проведении вспашки почвы является его рабочий орган, в данном случае плуг, на который действуют нормальные и касательные силы взаимодействия корпуса плуга с почвой (Rx, Ry, Rz), которые могут быть определены путем пространственного динамометрирования плужного корпуса. Исходя из выше указанного главной целью статьи является разработка динамометрического модуля и исследование лемешно-отвального корпуса плуга мотоблока с применением технологий реверс-инжиниринга на основе 3D-сканирования.

         Материалы и методы. Из анализа литературных и патентных источников следует, что для пространственного динамометрирования корпусов лемешно-отвальных плугов необходимо разработать достаточно простое и функциональное устройство, позволяющего путем динамометрирования определить силы Rx, Ry и Rz с достаточно высокой точностью. Для решения этой проблемы, нами была предложена конструкция устройства обеспечивающая измерение всех сил  Rx, Ry и Rz путем динамометрирования, на которое авторами было получено удостоверение на рационализаторское предложение №1173 «Экспериментальный модуль для динамометрирования лемешно-отвального корпуса плуга» (22.01.2018 г., ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»).

Результаты исследования. На основе выше указанных расчетных схем нами был спроектирован и изготовлен динамометрический модуль, определены геометрические параметры, проведены исследования плуга мотоблока в лабораторных условиях с установлением графических и аппроксимирующих зависимостей силовых зависимостей взаимодействия плуга с почвой.

Обсуждения и заключения. Полученные аппроксимирующие уравнения  позволяют проанализировать характер изменения сил взаимодействия лемешно-отвального корпуса плуга мотоблока с почвой и установить приделы их варьирования. Кроме этого, использование аппроксимирующих силовых зависимостей позволяют определить степень их влияния на устойчивость плуга и на тяговые характеристики мотоблока в случае соответствующих расчетов.

Биографии авторов

Александр Сергеевич Уланов, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

инженер кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Николай Иванович Наумкин, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент

Опубликован
2019-04-18
Раздел
Технологии и средства механизации сельского хозяйства